Пост-рок — это отвратное модное словечко!
А разогрев в топку?
Как прошел концерт с Sigur Ros? Как ощущения?
Сергей Богатов (С.Б.): Я ещё до концерта сказал, что вот он еще не прошел, а для многих людей выступление Sigur Ros — уже лучший концерт в их жизни, а разогрев в топку! Так в принципе и было. Хотя, на мой взгляд, мы сыграли очень даже неплохо, и звук был хороший, и свет. Мы подготовились, привезли свои усилители, попросили звукача знакомого порулить.
Борис Белов (Б.Б.): Да ладно — отличный был концерт! Sigur Ros удивили размахом. Все почти шикарно — декорации, свет, звук, техников человек 30, все собрали, отстроили, после концерта разобрали и оперативно уехали. Музыкантов привезли только перед самим выступлением, на автобусе на которых футбольные команды
Евгений Франкевич (Е.Ф.): В целом все понравилось, особенно их стейдж-менеджер!
Что вы вообще думаете об этой группе? Считаете ли вы ее музыку «пост-роком»? Если да, то, как вы расцениваете вклад Sigur Ros в популяризацию этого жанра?
Б.Б.: Sigur Ros безусловно повлияли на наше творчество, но только в самом начале становления группы. Можно назвать их одними из учителей. Альбом Agaetis Burjun переслушан не один десяток раз. Я его даже на день рождения дарил другу со словами: — слушай и больше не позорься!!! Но потом они резко пошли в гору, стали более доступны большим массам слушателей. А на данный момент их легко можно поставить в один ряд с Radiohead, Coldplay, Muse и Plaсebo. Послушай новый альбом — очень жизнерадостный, свежий, легкий, воздушный, нравится мамам и бабушкам…
Е.Ф.: Sigur Ros это вполне самобытная группа и причислять их какому-либо жанру, мне кажется, не стоит. Для меня это просто хорошая группа, которую приятно слушать, прогуливаясь ранним утром в районе трех вокзалов.
От металла без вокалиста до пост-рока…
Вы
Б.Б.: Было бы неплохо вообще этот термин не слышать. Сейчас это отвратное модное словечко. В нашей стране под это определение попадают все группы, не играющие классический рок, панк и метал, хотя с последним тоже неразбериха — если метал без вокала то тогда тоже
С.Б.: Я не воспринимаю музыкальные термины именно как музыкальные. И для меня
Е.Ф.: Я до сих пор не могу понять, к какому жанру относится музыка, которую мы играем. Если термин
У вас есть любимые исполнители в этом жанре? Команды, которые на вас повлияли в
С.Б.: На меня как на басиста повлияли Питер Хук из «Joy Division», Гизер Батлер из «Black Sabbath» и Дэйв Александр из «Stooges». Я включал их пластинки и играл под них на гитаре как на басу.
Б.Б.: Естественно, на нас влияли музыканты, группы и даже целые течения, но если начать рассказывать, то придется делать отдельное интервью. Мы сами друг на друга влияем последние пару лет.
Е.Ф.: Что касается пост-рока, а точнее экспериментального рока — этот термин мне больше нравится — то я бы отметил Tortoise и Del Rey. Например, Mogwai конечно в свое время я очень любил, сейчас я, правда, меньше слушаю такую музыку. Сейчас мне ближе всего тишина.
* * *
В конце прошлого года у вас вышел третий альбом — The Great Red Spot. Как проходила работа над альбомом? Сказался ли уже немалый опыт студийной работы на творческом процессе?
С.Б.: Мы писали альбом на базе на Павелецкой (которая этим летом, кстати, сгорела), и можно сказать, выступали в роли подопытных кроликов. На нас тестировали эту студию. Были, естественно, ошибки. Много брака при записи, который пришлось чистить на этапе сведения.
Б.Б.: Этот альбом, как и два предыдущих, был рожден в эксперименте. Конечно студия была не фонтан, как говорится, но зато у нас была уйма времени — делай, что хочешь, экспериментируй со звуком, строй пирамиды усилителей, педалей. А захотел — отдохнул, и потом взял и все что не понравилось переписал. Звук получился странным, но и не банальным. Такая музыка просто так не делается, мы это
Вообще показалось, что по сравнению с предыдущими работами альбом вышел более тяжелым, даже мрачным по звучанию. С чем это связано? Жизнь тяжела или это планомерное развитие музыкальных взглядов?
С.Б.: Такое чувство, что этому альбому
Последние свои альбомы вы издаете на собственном лейбле Lemonsmellstreet. То есть пишетесь на свои деньги. Вы сознательно не имеете дела с более крупными издателями или нет спроса?
С.Б.: Вот интересно — а у нас в стране
Потыкали по трекам, и в архив
А как вы относитесь к возможности бесплатного скачивания музыки в Интернете? К файлообменным сетям, например? Не нарушает ли несанкционированное скачивание музыки авторские права музыкантов, которые тратят немалые средства на запись альбомов?
С.Б.: Я качаю музыку, ты качаешь музыку, все качают музыку. И не только музыку. Ищут книги, фильмы, сохраняют себе фотографии. Хорошо это или плохо — уже неважно. Это просто объективная реальность. Я могу не любить дождливую погоду, но куда я денусь? Одену куртку! Вообще, не находишь, что это идиотизм — покупать альбом, чтобы потом сграбить его с диска в свой
Е.Ф.: Это вполне эволюционный процесс, с которым надо просто смирится, и скорее всего от этого страдают не музыканты а сама музыка, слишком доступна она сейчас, причем во всех ее проявленияx.
На ваших выступлениях у вас за спиной всегда белый экран, на который проецируется видеоряд. Вы сотрудничаете с такими независимыми режиссерами, как Павел Руминов, Андрей Беренов — что вам дает общение и работа с ними?
Б.Б.: С Павлом Руминовым мы знакомы давно, и мы большие друзья. Очень часто бываем у него в гостях. Он прекрасный собеседник, исключительно умный и эрудированный человек, настоящая творческая личность. Общение с такими людьми не может проходить бесследно. Нам очень нравятся его работы, мы полностью ему доверяем и готовы на любые эксперименты. Когда Паша делает нам новое видео, и приносит на концерт, мы никогда не знаем, что именно будет происходить на экране. Элемент случайности делает наши выступления неподдельно живыми. Забавно наблюдать, как сменяются планы и ракурсы в такт нашей музыки.
Вы вообще кино смотрите? Какое больше нравится?
С.Б.: Я никогда не относил себя к киноманам, а потом купил
Романтичный, но не плакса
Как считаете, какова ваша аудитория? Некий собирательный образ вашего слушателя можете составить?
Б.Б.: Мыслящий, в меру загадочный, романтичный, но не плакса, честный перед самим собой, уверенный в том, что все только начинается,
Команда существует с 2002 года. За это время
С.Б.: Конечно же, многое и многое изменилось. Кто сейчас помнит такие места, как «Крейсер», «Даймонд», «
Скорее техника ушла вперед. Любая команда может записаться на свой домашний компьютер. Инструменты хорошие есть, примочки всякие не такой дефицит как тогда. Опять же — западные команды едут косяками, любая приличная наша группа кого-нибудь разогревала. Следующий шаг — это налаженный канал поездок наших групп в Европу, на Запад, чтобы все было регулярно и часто.
Где,
С.Б.: В головах. Три «С» — самоирония, самокритичность и скромность.
Вы производите впечатление открытых людей. Вы общаетесь с другими группами? С кем из коллег по цеху наиболее теплые отношения?
Б.Б.: Друзей музыкантов очень много и чтобы кого-нибудь не забыть назову одну группу, отношения с которой у нас самые близкие — Lost Weekend.
Е.Ф.: Практически со всеми группами, с которыми нам приходилось играть, у нас хорошие отношения.
С.Б.: У меня наберется список групп из
Е.Ф.: Мне понравилась пластинка группы «Белые флаги зажигайте медленно».
Метафизика или метахимия?
У вас в группе три гитариста. Это дань некой пост-роковой моде (Mogwai, Godspeed You Black Emperor, Iron Maiden) или же вам действительно необходимы три гитары в группе?
Б.Б.: Если нужно будет — возьмем и четвертого! Ведь чем больше человек в семье, тем веселее! Если вспомнить — нас всегда было пятеро, и даже было время, когда в группе одновременно играли 6 человек. Когда мы остались вчетвером, после трагедии с Яриком, стало
С.Б.:
У вас уникальное, по крайней мере, для российской сцены звучание. За счет чего удается достичь такого саунда? Все дело в примочках? Или тут уже метафизика?
Б.Б.: Оборудование тут не при чем совершенно. Можно собрать полный комплект, допустим, Silence Kit, учитывая толщину струн и медиаторов, которыми мы играем, исполнить с точностью компьютера наши композиции, и все равно это будет другая группа. На этот вопрос нет однозначного ответа. Кстати, в классической музыке одно и то же произведение исполняется разными оркестрами. Один оркестр играет мягко, с душой, так, что каждый звук обволакивает и уносит далеко от мирского хаоса. Ничего не хочется делать, только слушать. Другой играет то же самое, но более экспрессивно, уснуть под такое не получится. А третий оркестр профессионально исполняет все четко по нотам, льётся музыка, но
Е.Ф. Метахимия наверное.
После выступления с Sigur Ros на одной из крупнейших клубных площадок страны, есть к чему стремиться, куда расти? Потолок еще высоко?
Б.Б. Расти всегда есть куда. До тех пор пока мы записываем альбомы потолок недосягаем. Как только почувствуем его приближение нажмем на паузу.