Ник Кейв и его личная парадигма. Концерт в Москве, посвященный выходу нового альбома
Ник Кейв в очередной раз посетил Москву с концертом, посвященным выходу нового альбома «Push the Sky Away». Помимо песен, вошедших в него, музыкант при участии группы The Bad Seeds исполнил уже известные полюбившиеся публике композиции.
Трудно назвать это событие обычным музыкальным концертом. Первое слово, которое напрашивается при воспоминании о нем — «Мистерия». Именно так! Ник Кейв словно делился со слушателями тайными знаниями, открытыми им, возможно, чисто случайно. А возможно, в результате непрекращающегося духовного поиска и неустанной работы над собой.
Он создает свою реальность и приглашает в нее слушателей. Это его мир, который живет в ритме ударов его сердца. Оно то затихает, то, буквально оглушая, стучит в бешеном темпе. По-настоящему понять поведение Ника Кейва во время выступлений можно, только изучив его личность. По-настоящему понять его лирику можно, только имея открытую и восприимчивую натуру.
«Мой самый большой страх в жизни — это потеря памяти», — говорит Ник в фильме «20 000 дней на Земле». — «Мы ничто без памяти. Именно она делает нас теми, кто мы есть». Воспоминания Кейва — фундамент, на котором строится все его творчество. Причудливым образом преломляясь в воображении музыканта, эти отголоски из прошлого становятся чем-то большим. Это синтез реального и иррационального, продукт которого — целый художественный мир Ника Кейва, его личная парадигма.
Он опускается на колено перед слушателями, берет чью-то руку и прикладывает к своему сердцу. «Слышишь, как оно бьется?» — спрашивает Ник. — «Чувствуешь, как бьется мое сердце?» И весь зал затихает, прислушиваясь. Это слишком интимный, слишком чувственный жест, скрепляющий все души в зале воедино. Теперь они все принадлежат только ему. Ник Кейв вбирает их в себя и, аккумулируя полученную энергию, ярким лучом света возвращает ее обратно.
Он словно проповедник с микрофоном, проводник между реальным миром и царством тайных знаний, скрытых от большинства людей. Ник приглашает тебя войти в неизведанный мир, и если ты готов ступить на тайную тропу, то вернешься в безопасности, ведомый чарующим голосом музыканта. Но тайные знания доступны только тем, кто открыт для них. И если ты не сможешь вжиться в фантастическую иллюзию Кейва, они навсегда останутся для тебя закрыты.
«Я верю в Бога», — поет Ник. — «И также верю в русалок, верю в легенду о 72 девственницах на цепи — почему бы и нет? Почему бы и нет?..» И этот Бог, и все другие мифические существа — вера в них существует только в ее границах. В реальном мире Ник не верит в подобные вещи, по его собственным словам. Но в концепции его творчества все же есть некая фигура, которая все видит и наблюдает. Возможно, это он сам. Тот самый, собранный по крупицам из осмысленных ошибок и решений, идеальный образ, к которому музыкант стремится приблизиться всю свою жизнь.
По-настоящему значимыми Кейв считает моменты, когда происходит личностная трансформация, когда человек становится ярче, нежели его обыденная бледная копия. Он поднимается сам над собой и этим заставляет других сделать то же самое. Это те моменты, когда душа человека, подобно ангелу, поднимается вверх и парит над собственным, крепко привязанным к земле, телом. Она стремится туда, откуда пришла, из мира тайного знания, открытого только тем, кто его ищет.