Горан Брегович и «Wedding And Funeral Band» в Крокус Сити Холл
Жаркой смесью цыганских, румынских, турецких и украинских мотивов уже семь лет подряд Горан Брегович балует так любимую им Россию. В этот раз маэстро и его свадебно-похоронный бэнд представили новую программу «Шампанское для цыган».
Действо началось сразу после третьего звонка и, надо сказать, совершенно неожиданным образом. Большая часть зрителей только вползала в зал и размещалась по своим местам, как уже раздались звуки духовых. Однако, что удивительно, сцена в это время оставалась пустой. Музыканты обнаружились в зрительном зале и, наигрывая интро, будто переговариваясь при помощи своих инструментов, медленно, под аплодисменты уже заразившейся танцем публики, продвигались к сцене. Только когда все музыканты были на месте, энергичной походкой из-за кулис в сопровождении двух вокалисток показался Горан Брегович. Открыл концерт хит «Gas Gas» с альбома «Goran Bregovic’s Karmen with a happy end»
Для тех, кто не был на прошлом концерте, второй новинкой, которую предстояло оценить, мог оказаться солист Мухарем Реджепи. Как принято в свадебно-похоронном бэнде Бреговича, весь в чёрном, ловко управляясь с традиционным сербским барабаном, именуемым «гоч», чистым с восточными переливами голосом Мухарем исполнил известное по фильму Кустурицы «Андеграунд» танго «Ausencia» — сразу стало понятно, что парень на своём месте. Горан Брегович славится «нюхом» на таланты. Ранее место Реджепи занимал юный харизматичный Ален Адемович — гроза всех поклонниц балканских мотивов. В прошлом году музыкант расстался с бэндом, решив заняться сольной карьерой после успеха песни «Kruska». Неизвестно, сильно ли Брегович переживал потерю такого яркого вокалиста, но быстро нашёл ему замену в лице бывшего участника конкурса «Zvezde Granda».
Далее последовала, не смотря на всю свою зажигательность, трогательная и нежная «Maki Maki» в исполнении самого Бреговича. Треком «Presidente» с нового альбома, записанным при участии великих Gipsy Kings, Горан продолжил заигрывать с залом. Любопытно, что в этот раз альбом знаменитого югослава не только несёт балканщину в массы, но и высказывает гражданскую позицию композитора. Узнав о принудительной депортации цыган из Франции в Румынию, житель Парижа Горан Брегович решил напомнить всем нам о значимости цыганского народа: «Я бы хотел обратить внимание европейцев на цыганскую культуру и, возможно, изменить их отношение к цыганам. Во многих странах к ним до сих пор относятся с неприятием, хотя в жилах многих великих людей текла цыганская кровь — у Элвиса Пресли, Чарли Чаплина и даже у Матери Терезы! Цыгане — это очень талантливый народ!»
Вспомнив Евгения Гудзя из Gogol Bordello, с которым и были записаны следующие композиции, музыканты сыграли «Quantum Utopia» и «Be That Man». На сцене Крокус Сити Холл девять человек — барабан (он же солист Реджепи), духовые, гитара (сам Брегович), и два женских бэка. Последние, уже зрелые дамы в национальных костюмах, представляют собой тот самый стереотип о двух кумушках: одна худощавая и строгая, другая — румяная улыбчивая пышечка. Индийские мотивы «So Nevo Si», «Fertig» — студийный дуэт со Стефаном Эйхером и маршевая «Bijav» предварили исполнение «женской» лирики. Речитатив от маэстро на «On the Back-Seat of My Car» и чудесные бэки от «кумушек», заводная «Balkaneros», новая версия «Gas Gas Gas» (изначально записанная в дуэте с Шанталем), женское «а капелла» про сны, преграды и любовь, весёлая «Ya Ya Ringe Ringe Raja» и «Truckers’ Song» — все это сопровождается неистовыми танцами в проходах между рядами, а сам Горан во второй части концерта всё чаще вскакивает со стула от эмоционального перевозбуждения.
Перевести дух зал смог лишь на спокойной «Ederlezi» — сербской народной песне, которую Брегович обработал для фильма «Время цыган» того же Эмира Кустурицы. Позже композиция звучала в кинофильмах «Борат» и «Турецкий гамбит». Вселенскую грусть продолжает «Mesecina» — если в «Ederlezi» печально звучание, а не содержание, то здесь, не смотря на бодрую музыку и припев, в таком родном сербском мы чётко слышим плач о войне: «Nema vise sunca/ Nema vise meseca/ Nema tebe, nema mene...» (Нет больше солнца, нет больше месяца, нет тебя, нет меня).
Знаменитый трек «In the Deathcar» из кинофильма «Аризонская мечта» зал, конечно же, исполняет вместе с композитором, который добрым отеческим голосом приободряет: «Давайте!... Oh, I love this!» После шквала аплодисментов на сцену по одному возвращаются, незаметно до этого её покинувшие в течение песни, музыканты. Маэстро поочерёдно представляет их зрителям, после чего следует соло каждого. Но это ещё не конец! Ещё прогремит хором «дюз-дюз-дюз-Балкан!» — песня «Hopa Cupa». Весь зал Крокус Сити Холл стоит, а точнее скачет!
Ещё одно «а капелла» от замечательных солисток — все музыканты стоят в ряд, повернувшись в сторону женщин, как на параде. После чего всё перепуталось — уже Горан стучит на гоче, а музыканты пляшут наперевес с трубами в своих традиционных жилетках и поясах. Никто не уходит, после поклона второй бис. На «Yeremia» Брегович затеял игру с поклонниками, где все дружно должны были выкрикивать «артиллерия», а Горан выпил с тостом «за любовь!» раза три кряду. Напоследок осталась народная «Bella Ciao» и, конечно, бронебойный «Kalasnjikov».
В общем, что говорить, самобытная музыка Балкан, выросшая из военных маршей, уже несколько столетий способна растанцевать даже самую скучную компанию. И, как выкрикивал в конце своего выступления Горан Брегович, хочется подтвердить: «If you don’t go crazy, you’re not normal!»