8000 знаков о концерте трибьют-группы Led Zeppelin — Physical Graffiti, выступившей в Москве
Physical Graffiti, около 15 лет исполняющая песни легендарной британской группы Led Zeppelin, выступила в Светлановском Зале Московского Международного Дома Музыки. Впечатление от концерта очень даже хорошее, но имеются и некоторые недочеты.
Вечный вопрос множества концертов обращен к звукорежиссеру. Мне кажется, сам зал Дома Музыки прекрасно резонирует звук, так что на балконе, где я и сидел, могло бы звучать не самым худшим образом. Но перейдем к самому выступлению группы.
Первая Песня «Good Times Bad Times» дала понять, что сегодня будет громко и по-цеппелиновски! В этом состоянии с одобрительной улыбкой на лице я прокачался вплоть до «Since i’ve Been Loving You». Это была бы их лучшая песня вечера, они меня просто разорвали ей (даже, невзирая на звук). Казалось бы, песня уже доиграна и можно насладиться «послевкусием»... Но — что ты делаешь кудрявый 1, как можно было так налажать?
Я весьма огорчился, но смотреть дальше стоило. Далее следовала повторенная программа концерта самих Led Zeppelin для Danish TV 1969-ого года2. Несмотря на то, что прошла только треть выступления, именно в этот отрезок концерта у меня сложилось мнение о группе.
Они молодцы и видно, что они чувствуют, что должны делать. Хотя клавишник меня не впечатлил совершенно, зато в противовес ему я был в восторге от бас-гитариста, который, к моей радости, ещё и сыграл на мандолине, прямо как 3Джон Болдуин, но об этом позже.
Вероятно, вокалисту нужно было время, чтобы распеться, а точнее пол-концерта (он был разделён на две части, как полагается в Доме музыке — с антрактом). И во второй половине он показал большой класс. Ударнику здесь тоже удалось раскрыться во время своего барабанного соло, впрочем, и на протяжении всего концерта он выглядел очень уверенно. О гитаристе сложилось очень неоднозначное мнение. Он мог сыграть и в два раза лучше, но что-то мешало. Его игра показалась не очень динамичной. Когда ты знаешь в этой музыке каждый звук, это очень «бросается в уши». Про то, что звукорежиссёр «подкачал», уже говорилось, но была масса моментов, когда гитара звучала очень грязно и неровно, никак не завися от человека за пультом. Наверное, если бы после неубедительной игры гитарист начал вовсю, подобно Пейджу, махать смычком — это было бы смело. Хотя, я слишком наговариваю на парня. Серьёзные лажи были, да, и были на самых популярных песнях, но, в целом видно, что он делает своё дело хорошо, просто музыка Led Zeppelin в массе своей замешана именно на гитаре, и человеку с этим инструментом в трибьюте группы такие ошибки допускать нельзя.
Подводя итоги первой половины концерта, выносим вердикт: всё прошло в знатном духе Хард-Рока, и иногда этот дух уносил самих музыкантов, оттого они действовали не совсем уверенно, находясь в двух реальностях сразу! Но, как я и говорил — было действительно громко!
Вторая часть неожиданно и к большой радости началась с акустической части. Тут было всё почти безупречно. Даже «звукач» не помешал.
Они начали реабилитироваться, но «Лестница», которую все наверняка ждали так сильно... всё испортила. Наверное, лучше бы они её вообще не играли. И, в продолжение концерта, группа подтвердила мое предположение — после неё им удалось играть довольно уверенно до самого конца. «Immigrant Song», «Whole Lotta Love», «Moby Dick» — всё прошло в едином духе. В «Whole Lotta Love» особенно порадовал терменвокс4, разрывающий своими высокочастотными звуками.
Далее группа играла четко и благолепно до самого конца. Вокалист пел всё сильнее, гитарист играл всё увереннее, шквал ударных обрушивался на меня, а я поражался технике и гармонии, которую вносил в общий микс дедушка-басист5. Такой музыкант, наверное — единственный в мире. Бас-гитарист-левша, играющий на мандолине. Кстати говоря, в акустической части концерта, как раз когда использовалась мандолина, больше всего чувствовался дух Лед Зеппелин, анализируя концерт, впоследствии я был удивлён этому.
В какой-то момент музыканты сняли инструменты и отправились за сцену, но народ активно требовал продолжения этого поистине, «Celebration Day». Да они и не прочь были продолжать, потому вышли и под подопустевший зал (что называется, «для своих») исполнили свои две самые сильные на тот вечер песни «Kashmir» — я чуть не реинкарнировал на месте, и финальным номером — «Rock and Roll». Они-то и сделали этот вечер приятным воспоминанием. Пожалуй, все недочёты можно было забыть после этих двух песнищ!
В фойе ММДМ, по традиции, публика культурно толпилась на автограф-сессию. Куда я не пошёл — хотелось сохранить эмоции и не растерять их в очереди.
P.S. Да! Это был очень хороший вечер. Я не ждал от парней ничего выдающегося. Ожидал я от них даже меньшего, поэтому получил намного больше, за что говорю им большое голландское «Dank u!»
Подводя итоги, скажу: можно играть всё что угодно.. И Меркьюри пытаться петь, и Паганини в металл-обработке сыграть на флейте. Но Лед Цеппелин — это недостижимая планка и очень радостно, что есть такая группа как Physical Graffity, не стремящаяся безуспешно за этой планкой, а чувствующая, что именно она . И желающая устраивать такие замечательные, тёплые, душевные и мощные вечера как тот, что был, казалось бы, передо мной, но уже начинает растворяться в лазурной и переливающейся памяти... я воспринимаю этот вечер не как концерт группы Physical Graffity играющей каверы на легендарную группу, а скорее как я уже и говорил, это был шикарный CELEBRATION DAY.
Вспоминая все свои эмоции, я понимаю, что виной всему были... Led Zeppelin.
Примечания.
1 Гитарист Physical Graffiti Даниэль Ферьерк
2 Эксклюзивный мини-концерт в Дании, 13 марта 1969 года. Черно-белый.
3 Джон Болдуин: John Paul Jones — английский музыкант-мультиинструменталист, музыкальный продюсер, композитор, аранжировщик. Более всего известен как басист и клавишник группы Led Zeppelin. Кроме того, в его арсенале были необычная «тройная» (6 + 12 струн) акустическая гитара и мандолина.
4 Терменвокс (Thereminvox, дословно «Голос Термена») — музыкальный электронный девайс, созданный в 1919 году советским инженером-физиком Львом Терменом.
5 Dave Harrold — bass, 1958, Dublin, Ireland.
И еще одно настроение от концерта Physical Graffiti в Москве. Уже совсем детально-попесенно.
Автор: Елизавета Данилова
Я слышала, как минимум, три-четыре группы, делающих кавера на Битлз, я знаю, что есть потрясающее шоу Brit Floyd, но я ни разу не слышала о существовании кавер-группы, исполняющей песни Led Zeppelin. Оказывается, такая группа есть, родом из Нидерландов, хотя со слов музыкантов можно было подумать, что они и вовсе из разных стран, кто-то из Германии, кто-то еще откуда. Называется группа Physical Graffity, и 15 декабря она выступала в Московском Международном Доме Музыки. Это было очень круто, хотя зал, конечно, не предназначен для такой музыки, как у ЛЗ... Довольно странно было сидеть весь концерт на креслах. Должна быть жара и драйв!
Музыканты исполняли большое количество песен из самых разных периодов, но я могу выделить несколько из них:
1. «Immigrant Song» — мне кажется, что эта песня очень подходит для исполнения на живых концертах, и Physical Graffity не промахнулись. К тому же, голос был удивительно близок к оригиналу, даже очень (хотя в некоторых других песнях был четко слышен собственный стиль вокалиста)
2. «Babe, I’m Gonna Leave You» — ну нет... не попали, не прочувствовали... Я знаю каждый звук в этой песне и люблю ее именно за то, как Плант ее «орёт», очень чувственно, а у них это не получилось, к сожалению.
3. «Stairway To Heaven». Конечно же, невозможно исполнить легенду точь-в-точь в таком же варианте, в каком она стала этой легендой. Приятно послушать, но для «общего развития», к тому же, соло-гитарист чуток лажанул в начале и ему пришлось начинать заново, хотя сделал он это достаточно незаметно.
4. Battle Of Ev... нет, это «Going To California»!.. Ребята после антракта, видимо, решили начать с чего-то поспокойнее, и я отчетливо слышала начало «Battle Of Evermore» (я очень хотела услышать эту песню, но удивилась, как они ее исполнят без женского бэк-вокала, как было в оригинале), но она каким-то образом перетекла в «Going To California». В общем-то, «Калифорния» тоже хороша, но неожиданно и странно.
5. «Dazed And Confuzed» — тут я могу сказать только то, что это было непередаваемо! Четкие ударные, мощнейший бас! Но...я, пересмотрев, судя по всему, концертный фильм «The Song Remains The Same», вышедший в 1976 году, ожидала, скорее несознательно, что «Пейдж» повторит то самое движение смычком, несколько раз ударяя его о струны, и гордо поднимая вверх!
Нет, музыкант, конечно, отыграл кусок из песни смычком, и даже один раз поднял его наверх, но это было как-то лениво... Хотя с другой стороны, не стоит ожидать от них точной копии, то, что делают Physical Graffity итак вполне достаточно.
6. Ну и заключительная песня, как в моем списке, так и на самом концерте — «Rock-n-Roll» — это должно было когда-то случиться! Люди встали со своих мест и заполнили все пространство перед сценой, наконец-то все было так, как и должно быть! Сложно описать словами (к тому же, я снимала ее на видео, что помешало сполна насладиться), но, если не заморачиваться, то можно сказать, что да, это был Рок-н-Ролл!
Причем, по исполнению, ну оооочень похоже на настоящих Цеппелинов, и голос и музыка, всё! Думаю, так и надо заканчивать, шумно и громко, чтобы потом на автограф-сессии ошалевшие люди просили приехать еще, и как можно скорее.