Крылья вне формата
Как такового отчета о Крыльях не будет. Рассказывать о том как всё было замечательно, или как было плохо бессмысленно. Чтобы понять как это было, там надо побывать. Я являюсь фанатом опен-эйров и Крылья для меня одно из самых значимых мероприятий в году. И на этот раз я остался доволен практически всем. Два дня музыки с утра до ночи, усталость и ощущение полного удовлетворения вот, что я получил.
Это был уже шестой фестиваль Крылья и прошел он традиционно в середине июля. В этот раз организаторы решили отойти от понятия «рок-фестиваль» и попытались сделать мероприятие не ограниченное рамками формата.
Лично я полностью за то, чтобы фестивали отходили от привычного «рок-формата» (ну сколько уже можно?!) к более обширным стилевым ответвлениям, но план устроить фестиваль с массой форматов на одной сцене изначально казался нелогичным, и на практике опасения подтвердились. На мой взгляд, более уместен был бы подход, когда организовывается несколько сцен, на каждой из которых выступают группы близкие по жанрам и стилям.
На Крыльях же, несмотря на то, что фактически сцен было две, практически была одна сцена разделённая пополам. Пока выступала одна группа, на соседней сцене подключалась, настраивалась следующая. Таким образом достигался нон-стоп, задержки между выступлениями сводились к минимуму. Но на практике эта мультиформатность превратилась в кашу из различных стилей и жанров. Несмотря на то, что отсутствовали такие пласты живой музыки как брит-поп, рэгги, ВДОХовская музыка, роковая «электронщина» и многие другие, мешанины хватало. И если «Алиса» после «Арии» смотрелась естественно, то Инна Желанная после «Наива», или «Браво» после «Короля и Шута» выглядели нелепо. В результате такого смешения многие фэны вели себя некорректно по отношению к артистам выступавшим следующими за их любимцами. Слова Паштета, который даже на пресс-конференции высказался: «не ваша музыка отойдите в сторону, поменяйте дислокацию», на поклонников протестующей «альтернативной» музыки вряд ли когда-нибудь возымеют действие у них протест всему неугодному им.
Кроме того, у большинства нашей публики сложился весьма странный стереотип, в соответствии с которым фестиваль это одна большая серия концертов. И если на Западе люди на опен-эйры едут в первую очередь отдохнуть на природе, отвлекаясь на выступления любимых исполнителей, а для концертов ходят на полноценные сольники, то наши же негодуют, когда выходят исполнители с музыкой не вписывающейся в их мировоззрение.
Всё же организаторам необходимо отдать должное и поблагодарить за попытку воспитать разумный взгляд на подобные мероприятия. И это понимают все, кто, как заметила Инна Желанная на пресс-конференции, «обременен интеллектом». Сразу хочу сказать, что на выступление австралийки Натали Имбрульи, которая играет действительно качественную поп-рок-музыку, признанную во всём мире, осталось меньше четверти публики. В сети можно найти массу язвительных отзывов, вроде: «что за бред был её позвать», «неужели на Имбрулью сейчас скидки», «она была не к месту на рок-фестивале» и т.п. Зато музыканты или дождались её концерта после своих выступлений, или приехали специально и даже подтянулись в фэн-зону. Снэйк из Наива, Вася Гончаров и Олег Мартишин из Чебозы, Корней, Сергей Галанин, Инна Желанная, Лёша Бусурин и Тимур Некрасов из Фруктового Кефира это только часть тех, кого я заметил, и уверен, что их было в несколько раз больше. А для обывателя, не блещущего музыкальным вкусом, необходимо разделение площадок.
Отвлёкшись от размышлений о воспитании вкуса, можно отметить, что фестиваль прошел замечательно. Очередей почти не было, пиво дешевое, цены на продукты вменяемые. Помимо музыки были аттракционы, игры и развлечения. Погода была хоть и не солнечная и ясная, но по-своему неплохая: периодический дождь прибивал пыль в фэн-зоне и освежал, никакого особого дискомфорта не доставляя. И суббота, и воскресенье пролетели незаметно, и это для меня отличный показатель. Когда всё хорошо, время летит незаметно и хочется ещё и ещё праздника.
Описывать выступления подробно не стану. Фестиваль это фестиваль. Нравится слушай, рубись, кайфуй. Не нравится ходи гуляй, пей пиво, отдыхай. Все, кого я видел и слышал молодцы. Кого не видел, наверняка тоже молодцы.
«Водка плохо» Кирпичей на пивном фестивале звучала очень актуально. Саша Флэйм из нового проекта Сана «Sun Say» лучший бит-боксер. Психея жгли и, что очень приятно, сыграли Науменко, а их фанаты подняли пыльное облако над полем. У Billy`s Band отличный новый материал. Кинчев сыграв больше, чем положено, феерически закрыл субботний день «взяв за яйца». Наив профи с мощной энергетикой качественного панка. Желанная исполнила русские народные песни с незабываемой пронизывающей музыкой европейского качества. Браво прослезили хитами юности с безупречным исполнением и битловскими приёмами. Чёрт, как всегда, «взорвал» фестиваль напором, искренностью и энергией песен. Васильев замечательный поэт и композитор, который буквально приковывает всеобщее внимание.
Западники, естественно, были круты во всём. Spooky Jam играли в плавках (забавно было наблюдать за несведущими зрителями, когда музыканты стали раздеваться на сцене). Музыкант Fun-da-mental совершал половой акт с американским флагом, выражая протест политике Буша. Pleymo поставили поле на уши своим драйвом. Hazmat Modine приятно поразили разнообразием стилей и качеством исполнения песен. Натали без комментариев, самое достойное выступление на фестивале.
Как всегда было множество ярких моментов, но что писать, когда это даже надо не видеть, а ощущать. Никогда ни одна пластинка не заменит живого звука, ни одна статья не передаст драйва, эмоций и энергетики рок-фестиваля.
Ждем Крылья-2008!