Нашествие 2011. 10 лет
Юбилей первого российского фестиваля формата опен-эйр мог превратиться в грустный тихий праздник, так как обновленная администрация Тверской области, где проводится Нашествие, намекала на то, что мероприятие придется свернуть, по причине разгулявшейся в регионе т.н. африканской чумы свиней. Однако, видимо, окрепнув задним умом и прикинув, что, в таком случае, придется отменять и проводившийся в той же Тверской области шабаш неокомсомольских движений под названием Селигер, местные чиновники отменили запрет, заодно поработав (надеюсь, бесплатно) на пиар фестиваля. Организаторам пришлось пойти на такие меры, как запрет на ввоз на территорию Нашествия любых мясных продуктов и продажу шашлыков из всего, что движется, кроме свинины. При въезде был оборудован дезинфекционный пункт, работа которого заключалась в том, что кусок дороги длинной метров пять орошался волшебным стерилизующим плацебо из припаркованного рядом бочковоза. Не помешало бы и рассеять над полем какой-нибудь веселый анти-оппозиционный газ — власти не зря беспокоились, протестные настроения в той или иной форме озвучивались со сцены многими участниками фестиваля. Тому же Селигеру был передан не один горячий привет.
Попробуем двигать по полю, пока еще сухо и не чавкает. Альтернативная сцена. Фруктовый кефир оканчивают сет Песней номер 2 малоизвестной уже британской группы Blur. Но публика просит еще (Blur?), Кефир дает еще. Алексей Бусурин выдает автографы через решетку ограждения сцены. Последующий за Фруктовым Кефиром коллектив продолжает традицию каверов на коду и исполняет хит малоизвестной уже как певицы артистки Аллы Пугачевой. Из раннего.
Тем временем фан-зона упакована ожидающими открывающую фестиваль на главной сцене группу Пилот. Пилоты удивляют своими белыми рубашечками и кепочками-жилеточками. Вокалисты вышедшего за ними Ляписа Трубецкого по контрасту напоминали и антуражем и скачками скорее боксеров в среднем весе — майки, шорты, высокие кеды. Сергей Михалок призвал поддержать братский народ Беларуси в тяжелый период песней «Belarus Freedom», чем немного сбил градус, который Ляпис поднял исполненными до того анархистскими ска-гимнами. Но, оказалось, все было кстати — на Чайфах хлынул холодный ливень. Но завсегдатаев Нашествия ливнем не удивишь. Несмотря на похолодание Лева Би-2 из группы Би-2 щеголял в кожаной жилетке на голое тело и напоминал то ли откормленного Дейва Гахана, то ли Боно начала
Второй день фестиваля начался с прокачки палаток со стороны Главной сцены с помощью гитарных риффов из Metallica. Затем глумливый диктор трижды пригласил всех на зарядку к Позитивной сцене. Зарядку продолжило выступление там же упитанных ребят из группы Тайм-Аут. Между тем заряженные и похмеленные зрители подтягивались к главной сцене, чтобы услышать Алису. А вот увидеть Кинчева зрителям на экранах так и не довелось — Константин с некоторых пор не позволяет себя снимать крупно, а увидеть что-либо на сцене без дополнительных технических средств не представляется возможным — вид на сцену из фан-зоны закрывают традиционные для фестиваля разнообразные флаги на удочках. Неудобно, но патриотично.
Пиком изъявления патриотизма стало авиашоу: выступление пилотажных групп Стрижи и Русские Витязи. Это было красиво, грандиозно, громко и щекотало нервы — когда у тебя над головой навстречу друг другу летят два штурмовика и умудряются разминуться, едва не коснувшись крыльями. Однако, как не прискорбно, но придется все-таки спуститься с неба на землю и даже глубже — состояние немногочисленных для заявленных позже 170 тысяч посетителей туалетов к вечеру и на утро воскресенья наводило на грустные мысли о том, что на зрителях сэкономили в пользу самолетиков. Притом, что уровень цен на еду и даже на воду не дают повода сказать что, дескать, панкам и так сойдет. В этом главный провал организаторов. Известно-какая песня группы Ноль нет-нет, да звучала в голове...
Плавный переход: Едущий в Магадан Вася Обломов в перерывах между своими считалками, среди которых новый мегахит Унылое Г*вно, раз пять употребил выражение «русский рок» и даже вынес на сцену и показал всем гитару, ибо какое же русский рок без гитары. Во время песни «Кто хочет стать милиционером» взгляды публики устремились на ОМОН, но те профессионально держали лицо (а некоторые и снимали на телефоны).
Гарик Сукачев, как всегда, выступал как в последний раз, и в этот раз тоже не смог не спеть «А за окошком месяц май», пригласив для разнообразия на сцену Ивана Охлобыстина и Михаила Ефремова, которые разминались перед своим ночным перформансом, о чем позже. Ефремов не преминул сообщить со сцены, что «Нашествие — это о*уено». Зрители радостно согласились. Не согласились с формулировкой лишь матери многочисленных детей, не успевшие зажать детям уши.
Позитивная сцена — это то место, где группа Бобры должна была задержаться и подольше. Вася Обломов там же расширял географию своих поездок: под конец сета Noize MC сообщил зрителям, что у них ничего не получается, и, чтобы добить это дело, пригласил на сцену Васю, с которым, под вроде-бы-фристайл Нойза в куплетах, они спели «Еду в Казахстан» (далее — везде). Мегаполис победил всех своей задушевностью и скрипкой. Несчастный Случай собрал невиданное для Позитивной сцены количество слушателей, Кипелов и Шевчук негодовали и ревновали. А тем временем на Альтернативной сцене группа Deform готовилось к своему концерту, который обещал затянуться (ими же) до утра.
Перейдем к Главной: Юрий Юлианович, которого на фестивале зовут просто Борода, не отказал себе в привычных протестных проповедях. Состав ДДТ был расширен, но звучали и акустические песни. После
Третий день начался со Святослава Вакарчука, распевавшегося арией Ленского партией Майкла Джексона из песни «Say Say Say». Что, по соседству с упомянутым выше Гаханом добавляло сюра этому промозглому утру. Этот день был знаменателен внезапной отменой сетов Зверей и Уматурман, которую огласила явно не сильно умная, но сильно голосистая ведущая, заявив нечто в духе того, что этих попсовиков отменили, ибо нефиг, а теперь будет только тру рашн рок. После чего вскоре на сцену вышла, например, группа Браво... Многих покорила сетевая звезда Игорь Растеряев, который своими бытописаниями глубинки под гармонь заставил кого-то рыдать, а кого-то даже зажечь «фаеры». И все это — на главной сцене. Вот так — утром в онлайне — вечером хедлайнер.