23 апреля. Роджер Уотерс. The Wall в Олимпийском. Кирпичи тяжелы
Пристально проанализировав эволюцию рок-групп в XX веке, нельзя не отметить тот очевидный факт, что по-настоящему великие коллективы рождались не вопреки, а благодаря антагонизму лидеров. Ярчайшим хрестоматийным примером безусловно является всем известный тандем Леннон — МакКартни: бытует стереотип, что Леннон — т. н. «рокер», а МакКартни — т. н. «попсовик». Это не совсем соответствует истине, но меломаны действительно могут отметить, что в сольном творчестве Джона подчас не хватало привлекательной мелодической составляющей, ну а сладкоголосое творчество Пола лишено, как правило, бунтарского рок-н-ролльного фундамента. Вспоминая диалектические единство и противоположность разнообразных рок-гуру, нельзя не выделить тандемы Джаггер — Ричардс, Плант — Пейдж и конечно же Уотерс — Гилмор.
Интересно проследить развитие и специфику сотрудничества Роджера Уотерса и Дэвида Гилмора: если уж совсем упростить, то Уотерса можно сравнить с Ленноном — движущая сила, концепт и злость, а Гилмора с МакКартни — превосходный мелодист, душевный вокал и обаяние. Если в ранних альбомах Pink Floyd присутствовали поиск себя и порой неудачные эксперименты, то альбомы «Meddle», «Dark Side of the Moon» и «Wish you were here» явили вершину совместного творчества двух лидеров группы (нисколько не умаляя заслуги Райта и Мейсона, полноправно принимающих участие в записях). Начиная с альбома «Animals» Уотерс окончательно взял бразды правления в свои руки, «The Wall» был по сути его самостоятельным авторским произведением, а «The Final Cut» стал практически сольным альбомом Роджера. Соответственно, мелодических изысков со временем становилось все меньше и меньше, а текста — все больше и больше.
К сожалению, потом пути Уотерса и Гилмора (по крайней мере студийные) окончательно разошлись — тем интереснее было наблюдать дальнейшие различия их музыкальных гениев. Последующие сольные работы Роджера представляли собой великолепные, но достаточно многословные и монотонные масштабные полотна, а сольным альбомам Гилмора и двум пост-уотерсовским «флойдовским» альбомам (включая великолепный «The Division Bell») все-таки не хватало дотошной концептуальности Уотерса и его нервических интонаций.
По сути — альбом «The Wall» оказался последним великим альбомом Pink Floyd, масштабная концепция Роджера была достойно реализована музыкантами, а Дэвид Гилмор , придумал, сыграл и спел все свои партии на высочайшем уровне (вспомним хотя бы незабвенную «Comfortably Numb»).
Роджер Уотерс до этого уже приезжал несколько раз в Россию, но в этот приезд был приготовлен поистину потрясающий сюрприз — альбом «The Wall» полностью от начала до конца в живом исполнении. Пропустить данный перфоманс — смерти подобно, поэтому 23 апреля, дата концерта в Олимпийском, была отмечена в моем календаре еще за полгода.
К сожалению, что было уже замечено многими в сети, испортила впечатление сумятица при входе в сам спорткомплекс. Даже приехав вовремя, многие зрители попали на шоу только спустя
Те же, кто все-таки попал на шоу, безусловно отметили потрясающий звук и масштабнейшие спецэффекты — все было как в лучшие «флойдовские» времена. Стена неумолимо возвышалась с каждой песней, на нее транслировалась превосходная анимация Джеральда Скарфа, летающие самолет, свинья и монстры из одноименного фильма тоже имели место быть. Спасибо всемирной сети — вы можете посмотреть на Youtube сами, насколько великолепна была визуальная составляющая. Тем временем первая сторона пластинки закончилась, последний кирпичик был вмонтирован в стену — и музыканты уходят на перерыв.
Во время получасового антракта на стене показывали фото людей, погибших во многочисленных войнах XX века — всё это производило колоссальное впечатление. К сожалению, концепция «The Wall» актуальна и сейчас, кстати, этим и отличаются подлинные произведения искусства. Как было отмечено критиками, из интровертной и сугубо индивидуальной исповеди Роджера Уотерса это шоу превратилось в колоссальный анти-военный манифест, особенно учитывая последние события в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Далее из-за сплошной и беспросветной стены зазвучала «Hey You»; конечно в этом был свой сюрреализм — тысячи людей стояли и смотрели на пустую сцену, пока отгородившиеся за построенной стеной музыканты исполняли одну из лучших песен альбома. По ходу действа кирпичи стали потихоньку разбирать — очень проникновенно прозвучала «Nobody Home». Кстати, стоит отметить, что голос Уотерса звучит один в один, как
Заключительная часть альбома была исполнена также на уровне — безусловно стоит отметить «The Trial», где Уотерс продемонстрировал свое актерское мастерство и драматическую харизму, в финале же все музыканты поднялись на сцену и камерно исполнили «Outside the wall». Занавес — и потрясенные меломаны отправляются обсуждать в блогах сию масштабную и уникальную мистерию.
Как итог, к безусловным достоинствам концерта можно отнести прежде всего саму возможность лицезреть лидера одной из величайших групп в истории рок-музыки, да еще и исполняющего полностью один из самых эпохальных альбомов (в той же самой истории той же самой рок-музыки). Очень порадовал звук, потрясающие анимация и спецэффекты, также некоторые вариации и импровизации в исполнении давно знакомых песен.
Самое главное — спасибо Роджеру за прекрасную музыку, будем ждать его еще и еще, а желательно бы и с Дэвидом Гилмором в паре. Отдельная мечта, это если бы Дэвид Гилмор приехал к нам с альбомом «The Division Bell». Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе.
И наверное никому.