Россия встретила холодной зимой Leto. Концерт 30 Seconds to Mars в Москве
Это был не первый визит 30 Seconds to Mars в Москву — как-то они уже приезжали пару лет назад слегка подразнить российскую публику и показались на сцене, получая премию музыкального телеканала. Был концерт в минувшем марте и в Северной столице, которую группа на сей раз решила уж не баловать. Но первый масштабный сольник в Москве случился только теперь 10 декабря 2010 года.
Это был редкий аншлаг, и ежели есть такое слово — переаншлаг. У группы есть, кажется, всё, для того, чтобы легко собрать такой зал как «Олимпийский», загибаем пальцы: привлекательный сексапильный «вне возраста» вокалист — по совместительству киноактер (персонажа Джареда Лето (Jared Leto) «Ангельское личико» (Angelface) в фильме «Бойцовский клуб» /Fight Club/ герой Эдварда Нортона Джек жестоко избивает до неузнаваемости, только потому что «хотел уничтожить что-нибудь красивое»); далее в рецепте успеха — мощный насыщенный саунд с густым басом и плотными гитарными рифами, романтически-пафосной эстетикой и героическими тру-текстами, красочные «берущие» клипы, имеющие помимо телевизионных еще и полные версии, которые уже можно причислить к короткометражным кино-шедеврам. И наконец, подчеркнуто декларированная любовь к поклонникам (и имя им — «Эшелон»): хор из их голосов записывается для пластинки, их лица размещаются на обложках, их вытаскивают на сцену «попеть», их не бьют телохранители (таковых, вроде как, музыканты принципиально не берут на работу). Вот он — рецепт успеха!
Левая часть концертной площадки и была наполнена кучкой «эксклюзивных» фэнов, которые прилежно отстояли там полтора часа, размахивая руками и фотографируя группу в профиль. Записанный для песен на пластинке хор поклонников, которых в свое время Джаред Лето собрал по всему миру в количестве 900 человек, оплатив всем голосистым перелет до студии и проживание, на живом концерте, как бы, не нужен — ведь еще больше народу собралось в огромном зале. Однако, пару раз хоровую «минусовку» пришлось-таки запустить из колонок «для подстраховки» — отечественные фэны не могут не «халявить». В остальном же, этот московский концерт 30 Seconds to Mars можно смело назвать... эталонным, одним из немногих, где наполняемость зала и «отрыв» были такими, что действу могли бы позавидовать любые монстры мировой рок-сцены, а стены видавшего виды столичного спорткомплекса пережили второе рождение. «Где та молодая шпана», которая когда-нибудь займет место главных нынешних концертных шоуменов U2? Наверное, это будут они, да-да, запомните: Thirty Seconds To Mars, ну а кто еще — ведь всё сходится!
Старт концерту был дан согласно трек-листу недавнего альбома «This is War»: одна за другой, пронеслись коротенькая в духе интро «Escape» и, ударив напором гитарного саунда и неистовыми распевами «Night of the Hunter», затем «Марсы» прошлись по «классике» — «A Beautiful Lie» и «Attack» из предыдущей пластинки. Забегая вперед, можно посокрушаться, что самую первую свою (из трех) работу можно сказать, группа отправила «ф топку», исполнив оттуда лишь одну вещь —"Buddha For Mary" . Впрочем, сетлист по туру практически один, потому подготовившаяся публика дебютных песен и не ждала. На «This Is War» в зале внезапно возникли большие надувные шары красного цвета. Эту затею, по рассказам, устроила не сами «Марсы», а их фэн-клуб, те, кто причисляют себя к «Echelon» (название всемирного фэн-клуба группы). Однако, шары были «запущены» самой группой. Задумка символична тем, что ведь именно «Красной планетой» называют Марс, в грунте которого доминирует оксид железа, имеющий красноватый оттенок. Надувные «марсики» с удовольствием попинала фэн-зона, после чего они растворились в руках бешеных коллекционеров раритетов.
Говоря о цветах того вечера можно отметить костюм из белой кожи на Джареде (впоследствии же он скинул курточку и разок пособлазнял поклонниц, оголяя идеальный, кстати торс), а также волосы голубого (бирюзового?) цвета, отчего некоторые фанатки прозвали «Летыча» Мальвинкой. Горячий парень Leto носился по сцене с гитарой и без и дал себя потрогать первым рядам. Несмотря на то, что московское выступление — одно из очередных в долгом календаре концертов тура, Лето вполне красочно пел и активно подбадривал зал, однако, несведущие углядели в его действиях «версию для караоке с залом», намекая на то, что фронтмен «Марсов», дескать, экономил силы, частенько протягивая микрофон толпе. Но такие обвинения — чушь, просто последняя на сегодня пластинка 30STM, как было сказано выше, во многом построена на хоровом пении сотен подростков; однако, ознакомление с творчеством героев вечера перед походом на мероприятие не в почете у множества писак, заполонивших www.
Концертным реквизитом Лето стал фонарик метростроевца, которым он пытался не слепить, иначе прибор превратился бы в табельный аксессуар охранника правопорядка. Как оказалось позже, при помощи направленного луча света вокалист «Сёти Секонд» проводил кастинг на исполнение финальной песни.
А взрывной хит «From Yesterday» Джаред, в общем-то, по собственному признанию, «ради шутки» посвятил российскому президенту, помянув «день вчерашний» и двинув речь о временах «холодной войны», когда он и подумать не мог, что «через миллионы лет» приедет в Москву, «одно из самых красивых мест на земле». Оратор расчувствовался, радуясь тому, что «все мы здесь одна семья» и именно это важно и в этом суть, а «не в границах и языках». В завершение речи Лето выразил желание когда-нибудь спеть на сцене с российским президентом. Однако, в это время Президент («который работает чертовски усердно для всех в этой стране» — примерная цитата от J.L) готовился к грядущему концерту Элтона Джона, а на следующий день, выходя из Ритц-Карлтон, музыканты 30 Seconds to Mars за малым не попали под толпу находящуюся в двух шагах, на Манежной, решившую разобраться по своему, кто же тут «одна семья».
Однако, одним из самых впечатляющих моментов, символизирующим то самое единение не по цвету кожи и прописке было волшебство десятков тысяч сияющих огней — Джаред кинул идею поразмахивать включенными мобильными телефонами (привет, Боно в Лужниках!). И «Млечный Путь» наполнил огромный «Олимпийский».
Часть концерта была сыграна в акустике, причем московским поклонникам удалось услышать уникальный сет — из-за каких-то невыясненных техпроблем на одну «акустику» было сыграно больше, чем в других странах и весях. Вот памятка: «From Yesterday», «Alibi», «Buddha For Mary», «Bad Romance» (кавер песни Lady Gaga), «The Kill» («Bury Me», пол-песни акустика).
Финал шоу был традиционным для тура и самые отъявленные поклонники (-цы, скорее) забились под сцену, как только открылись двери СК. Многочасовое терпение примерно трех десятков тинейджеров было вознаграждено — Джаред при помощи нескольких специально обученных людей извлек из давки толпы самых приглянувшихся, построив их на сцене в хор мальчиков-зайчиков и девочек-белочек, вместе с которыми и спел лучезарную «Kings and Queens». А Джареду в конце декабря стукнет... 39. Но он был совсем не похож на школьного учителя пения. Известно, что музыка «30 секунд до Красной Планеты», конечно, очаровывает, прежде всего, тинейджеров, но она сделана настолько красиво и профессионально одновременно, что может представлять интерес для человека любого возраста. Потому, видя Джареда в окружении публики, которая ему во внуки годится, я не испытал чувство неловкости, которое посещает, порой, во время концертов некоторых других, усиленно «молодящихся» рок-звезд.