Стинг и лондонский оркестр дали Москве настоящий симфо-рок
Кто пожалел для похода на концерт Стинга (Sting) в Москве нескольких [десятков] тысяч рублей, тот не попал на самый длинный и волшебный сольный поп-рок концерт десятилетия — переполненный Крокус-Сити Холл наслаждался выступлением артиста около трех часов (вместе с антрактом, благо, он был, ибо отвлекаться на мирские нужды средь такого праздника не всегда удобно, да и технически сложно). Один из самых мелодичных исполнителей на мировой сцене своим новым туром решил приятно удивить публику не пиротехническими и световыми эффектами и сотнями грузовиков аппаратуры, Стинг представил свои песни в виде шедевров, аранжированных Лондонским Королевским Филармоническим Оркестром. Хотя, как сообщают информагентства, девять (или одиннадцать?) трейлеров эксклюзивной аппаратуры и декораций, в том числе несколько экранов ему, все ж, захватить пришлось. Сам главный герой вечера добрался в российскую столицу из Петербурга, где выступал накануне, в вагоне расхваленного и одновременно обруганного общественностью поезда «Сапсан». В сет-листе концерта — песни из вышедшей летом пластинки «Symphonicities», а также множество хитов Стинга как времен группы Police, так и из его сольников.
Надо сказать, программа концерта не была полной копией трек-листа диска, кроме того, даже представленное на новом релизе на концерте слушалось, порой, достаточно неожиданно-иначе. Важно отметить, что и для свежего альбома некоторые вещи получили новые интересные аранжировки, а не стали просто «переложением» для оркестра.
Посоветовавшись со знатоками — а люд приехал и издалека — мы пришли к выводу, что, к примеру, казавшаяся такой яркой и красочной «Next to You», в живом исполнении несколько поблекла, быть может, оттого, что на диске она заглавная и первая вещь часто «бьет», когда впервые ставишь диск на play. Здесь она была среди потока песен. А было и наоборот — несколько скучновато-заунывная версия «Roxanne», на «Symphonicities» в концертной версии ожила новыми красками. Но все это замечательно, ведь потому и тянет сходить на концерт исполнителя, песни которого ты сотни раз переслушал и они должны были уже сто лет как надоесть.
Интересно было услышать, как будут звучать в исполнении с оркестром не вошедшие в «Symphonicities» песни. Отмечу, что, в частности, хиты «Field Of Gold», «EnglishmanIn New York», «Mad About You», «Shape Of My Heart», на концерте не принципиально отличались от давних «электрических» альбомных версий. Но, несомненно, слушать их обновленную версию было... забавно и интересно. А вот «Russian», например, стала совсем другой, еще более помпезной, пронизывающей до кончиков волос... Ежели бы этот концерт имел место на какой-нибудь площади и бесплатно, то проходящие мимо с авоськами по своим делам точно встали бы на месте как вкопанные и таких зевак уже невозможно было уговорить немедленно покинуть территорию. Впрочем, «Russian» давно напрашивалась на то, чтобы не нее была сделана версия с оркестром, после чего она станет шедевром, ни больше, ни меньше. Исполнение песни про русских в стране русских не могло остаться без комментария автора. И Стинг развернул листок, на котором был написан текст о том, что песня посвящена временам холодной войны. Новость великую поклонникам он не открыл, но девочкам в зале, пришедшим по приглашению состоятельных кавалеров, было забавно и весело. Еще была «песня про вампиры», как сам объявил ее Стинг, «Moon over Bourbon street». Он накинул «вампирский» сюртучок, а музыканты оркестра практически утонули во тьме, остался лишь луч прожектора, высвечивающий поющего «вампира» — величественный получился «ужастик», которому Станиславский кричал бы «Верю!»! Кроме шуток — были бы в зале малые дети, их стоило бы вывести погулять; вот такие слова предупреждения стоило бы разучить на русском Стингу. Над аранжировкой песни Оркестр поработал на славу!
Стинг, Стинг, Стинг!.. А про Оркестр давайте! А давайте — это не было недвижимое столпотворение полусотни музыкантов, пялящихся в пюпитры. Тут и приплясывания, и хлопки поднятыми руками, размахивание фонариками... А, например, на «This Cowboy Song» Стинг и музыканты аккомпанирующей группы (к слову, не входящей в оркестр, вместе с постоянным гитаристом Стинга Домиником Миллером) исполнили соло прекрасно синхронно двигаясь в ковбойском танце. Сам же дирижер Филармонического — Стивен Меркурио постоянно поворачивался в залу, демонстрировал темпераментные па, ему на месте было не устоять, он и подпрыгивал, и танцевал, а руками размахивал словно крыльями! Все это — знаменитый Royal Philarmonic Orchestra, один из главных оркестров Великобритании с более чем полувековой историей. Именно в их исполнении мы слышали кучу ремейков на музыку легенд рока, от The Beatles, Pink Floyd и Queen до Oasis и U2. Кумиры нашего оркестра «Глобалис», в общем.
Ближе к финалу, после «Every breathe you take», на которой шесть тысяч человек подняли вверх руки, хлопая без устали, Стинг русским «спасибо» отблагодарил ликующий зал, отправившись в гримерку. Чего же не было еще — перебирала память возможные варианты, путаясь в названиях десятков хитов — вроде бы весь «зе бэст» в комплекте!.. Ну, конечно же — первой «бисовой» стала уже почти народная в России песня, шлягер, без которого не обходится ни одна гулянка в ресторане с восточной кухней — «Роза в пустыне», как ее заказывают диджеям, «Desert Rose», на десерт как раз. Жаль оркестр не возит с собой какого-нибудь арабского запевалу, чтобы тот, подобно Cheb Mami наполнил зал правильным завыванием — Стинг исполнял арабскую вокальную партию самостоятельно, а он, все — таки, иных кровей, так что, сами понимаете... «Неужели так трудно было взять с собой в тур хоть одного араба? Что, много места займёт один среднестатистический араб?» — сокрушалась после концерта одна девушка в своем блоге. Впрочем, концертное выступление не может полностью копировать «студию», и это по-своему прекрасно, иначе когда бы мы услышали Стинга, поющего по-арабски?! А женский отзыв «концерт Стинга превзошёл все оргазмы вместе взятые» мне нравится больше.
Зато у Стинга прекрасная бэк-вокалистка, обладательницу второго микрофона зовут Джо Лоури. Стоит замолвить словечко и том, как внешне выглядит сам Стинг. О, эта ухоженность, легкость в движениях, обаяние, чтобы излучать которое, и это видно — ему не приходится стараться. Гордон Мэтью Томас Самнер (настоящее имя артиста), к слову, младше того же Оззи всего на три года, но не выглядит таким уж «дедком», как «великий и ужасный» Осборн. Он старше Боно на 8 лет и младше Джаггера и Уотерса всего на 9. Ровно на 10 лет младше Пола Маккартни. Но ни у кого из перечисленных нет шестерых детей.
В финале долгого и насыщенного концертного представления немного светлой печали: «Fragile»... А кодой пение а-капелла, словно бы чтоб показать, «я хорош в любом „наборе“», даже без бэк-вокала, ансамбля и оркестра.
Все гениальное не может пройти без нареканий и оставить довольными всех и каждого. Отдельными минусами концерта была теснота зала — площадка Крокус-Сити вмещает 6000 зрителей, что несколько превышает допустимую норму, если делить это количество на метраж. Кроме того, звук в некоторых точках зала, традиционно, что называется, «оставлял желать лучшего». Были нарекания и на то, что... концерт начался практически вовремя, к чему публика наша не привыкла, а толчея на входе — традиция. И когда концерт стартовал и уже второй песней звучала долгожданная «Englishman in New York», очередь у дверей концертного зала была, по рассказам, очень и очень... живой, а только что вошедшие рыскали в полутьме в поисках своих мест. А кто-то неожиданно для себя оказался вместо мягкого кресла в фэн-зоне у сцены, продолжая вести себя так, словно бы эта площадка — лишь место у любимой барной стойки, где можно обсудить новости с приятелями, только, увы, присесть не получается.
Это было уже четвертое явление Стинга Москве, с ума сойти!.. Но нужно ли говорить, что мы уже хотим пятого.