«Усадьба. Джаз 2009»: музыка против капризов природы
От одной только прогулки по усадьбе Архангельское в направлении нескольких сцен фестиваля «Усадьба. Джаз» рождается непреодолимое желание петь и танцевать, тем более, когда находишься в предвкушении океана разнообразной музыки, жадно вдыхая ароматный воздух. Здесь не нужно толкаться, преследуя цель увидеть «а кто же там, на сцене», можно просто валяться на пледе, рассматривая небо под проникновенные гармонии, доносящиеся со сцены, напрочь забывая о привычной реальности. Атмосфера фестиваля подобна детскому празднику — это непринужденность, внезапность, раскованность, импровизация, легкость и тепло. Несмотря даже на хмурую сырую и прохладную погодку, что на моем веку в истории этого open-air было, пожалуй, впервые, Усадьба Джаз-2009 стала праздником, и не зря говорят, что именно в эти дни свое начало берет московское лето. В шестой раз по «усадьбовскому» календарю пришло это лето в столицу. Здесь — добрая и светлая публика, без пьянства, без грязи, без мата, здесь аккуратно разбитые лужайки и круглые деревья. Чарующие звуки джаза, рока и латино. А также блюза, фанка, этно, ска и самых различных смесей того и другого.
Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю...
Невозможно описать выступления даже половины музыкантов — их даже увидеть не так просто: накануне фестиваля всегда готовишься, смотришь расписание и составляешь «свою» программу посещений. Оказавшись на празднике, начинаешь «залипать» на выступление группы, о которой ничего даже и не слышал раннее, и переходить к другой сцене уже не хочется... Встречаешь тех, с кем не стал бы разговаривать в метро, но с здесь — самое то! Пьешь чай или чего покрепче и не хочется суетиться...
Не прибегая к вышеупомянутому способу согрева, «отжечь» всегда можно, заглянув на площадку «Каприз». В этом году в моем «расписании» основными на ней были московские рокабилльщики «Мистер Твистер». Новая волна стиляг начинается! «Твистера» дали жару ожидаемыми хитами: «Рокер», «У синего моря», «Песня про зайцев», «Good rockin’ toonight», была и стилизованная в духе рокабили рок-н-ролльная классика «Tutti Frutti»... Эта группа — то, нужно для «Каприза» хоть каждый год.
Помимо самих групп в качестве гостей (а, скорее, даже, хозяев) в этом году на «Капризе» царила школа сальсы, давая «мастер-классы» зрителям, желающим разобраться в этом мудреном танце, несмотря на то, что с первого взгляда он ни к чему не обязывает и поражает своей понятностью и простотой. Ноги сами просятся в пляс, едва лишь зазвучит музыка в стиле сальсы.
Jazz под шум дождя — истинное гурманство
В первый вечер фестиваля на площадке «Аристократ» во внутреннем дворе центрального дворца усадьбы Архангельское выступил квартет из США Branford Marsalis Quartet, собрав полную площадку зрителей, что впрочем, было ожидаемо и прекрасно. Второй вечер «Аристократа» в воскресение по погоде был более суров, однако, весь концерт Биг-бэнда им. Олега Лундстрема на площадке всё ещё оставалось две-три сотни человек, которые радостно отплясывали под программу памяти Бенни Гудмана, прячась под зонтиками и греясь коньяком.
Если говорить о хедлайнерах большой площадки «Партер», то стоит отметить восторг от ансамбля 4’33 скрипача и композитора Алексея Айги. В первый день фестиваля на этой, самой просторной, на большом поле с травой площадке они исполнили буквально все свои хиты, в том числе из фильмов «Страна глухих» и «Гибель Империи», завершив свой сет невероятным «кавером» на мелодию Фрэнка Заппы, фееричной помесью ироничного танго и чарующего рева. Едва только Айги начал играть — от напора у него порвалась струна. Или это — часть шоу, в духе Паганини, но звук был полным и нарастал с каждой минутой.
Группа Аукцыон — на «Усадьбе» — достаточно неожиданно и ожидаемо одновременно. Коктейль из гремучей смеси джазо-гитарно-экспериментальной психоделики. Играли без барабанщика, что привнесло свой колорит в саунд. Открыв свое выступление песней «Девушки поют» из недавнего одноименного альбома, они «игрались» ею четверть часа, ну не меньше. Отрывающий изредка от грифа глаза Федоров, трясущийся Гаркуша с чтением своих стихов; был в тот вечер Волков на контрабасе и саксофонист Анатолий Герасимов. Вышли на сцену Аукцыон поздним вечером, к тому времени основная часть аудитории изрядно подмерзла — лето началось, скорее, где-то в сознании, но никак не в окружающей природе. Однако, впереди был еще один день.
Внимание: Огнеопасно даже в непогоду!
Второй день был еще более беспощадным по погодным условиям, но это не пугало — кто ездит на «Усадьбу. Джаз» не первый год знает, что готовиться к действу нужно еще дома, кое-что припасая в сумке...
Площадка «Лаунж», самая далекая по расположению на карте фестиваля, несмотря на угрозы погоды, в некоторые моменты собирала публику прямо под крышей сцены. Кому из участников повезло на отсутствие дождя, смог собрать аудиторию пусть и не столь многочисленную, если даже сравнивать с численностью «Каприза» и площадки «дЖЖем», но понимающую и верную.
Один из забавных участников площадки «Каприз» второго дня фестиваля — сайд-проект группы Маркшейдер Кунст Tres Muchachos&Companeros, где музыканты отрываются на латино-репертуаре. Их задор вылился в веселые смешные пляски босых зрителей под дождем. Они работают без клавишных, на двух акустических гитарах, мастерски исполняя красивые, малоизвестные кубинские песни.
На площадке Живого Журнала хрипом в голосе и беспределом в звуке встряхнул блоггеров Карл Хламкин и Огнеопасноркестр. От огнеопасного Хламкина и его лишенной растительности головы шёл дымок. А «жжисты» не унимались и просили «еще и еще».
В честь десятилетия ЖЖ раздавались призы, например, майки с символикой Живого Журнала, которые с столь прохладную погоду моги послужить дополнительной одеждой для согрева.
Это он, это он — ваш берлинский почтальон
На «Партере» в этот день одним из самых ожидаемых был Николай Арутюнов, создатель знаменитой российской группы- легенды Лига Блюза. Нынешний проект Арутюнова — группа Funky Soul. «Мокрые» танцы под аккомпанемент десятка музыкантов на сцене... Тем не менее, заметно было, что разогреть публику было нелегко. Однако, выступление талантливого блюзмена отгоняло мысли о желании укрыться под шатром кафе — там-то уж точно невесело в отсутствии близости живой музыки и присутствии кругленьких цен в меню.
Стоит отметить и ведущих. На каждой площадке были свои. Самый людный «Партер» подбадривал весьма удачный дуэт — телерадиоведущая Тутта Ларсен и бессменный ведущий этой площадки фестиваля, остроумный шоумэн, имеющий чувство меры, Валерий Марьянов.
Создатель в прошлом группы «Мегаполис», словно добрый сказочник Олег Нестеров с Капеллой Берлинских Почтальонов исполнял песни из старых немецких кинофильмов, предваряя каждую интересной историей происхождения фильма и песни, раскрывая смысл содержания каждого номера. «Берлинские почтальоны» выглядели таковыми — визуальный образ был создан под стать названию и общей идеи ансамбля — на сцене музицировали самые, что ни на есть, почтальоны! Хотя, конечно, такой проект Нестерова, с обилием чуждого для большинства немецкого языка, больше уместен на специальном клубном концерте, куда придут ценители. Но сама, простите за избитое ныне слово, харизма Олега Нестерова держала внимание даже совсем не сведущих в данной тематике.
Дождь не лей — звучит Olei
Впрочем, если не нравится на одной сцене — можно пойти к другим. Помимо «Партера» и «Каприза» есть ведь уединенный, у берега озера, «Лаунж», «колбасящийся» «дЖЖем» от Livejournal и цивильный почти академически-джазовый, «Аристократ». Гуляя по улочкам усадьбы, перемещаясь от сцены к сцене, можно было «застрять» у стоек, наполненных хендмейдной сувениркой, и всевозможными развлечениями, здесь всегда людно. На аллеях отдыхающих развлекала группа барабанщиков «Маракату», которые танцевали и играли на них одновременно, когда удары по барабанам и есть часть самого танца.
И вот — почти финал фестиваля, все ждут Нино Катамадзе... И тут на сцене появляется Funk Unit швецкого тромбониста Нильса Лангрена (Nils Landgren) — это прекрасный, органично-мощный фанк, который существует на этой планете. Они заставили двигаться всех под проливным дождём и выкрикивать: «All we need is funk! Yeah!»
Наконец, с другой планеты на сцену «Партера» завершить «Усадьбу. Джаз- 2009» спустилась Нино Катамадзе с ансамблем Insight. Мы не видели ее здесь уже давненько, пока Нино занималась материнскими делами, родив сына. И вот, снова она — закрытие главного джазового опен-эйра страны! Искренность и эмоциональность, экспрессия, красивый голос. Мурашки по коже — это уже не от прохлады, а от ее волшебной «Olei», спетой на языке, слова которого не нужно переводить, рисуя в воображении свою собственную картинку... Все, кто был, помнят, что когда Нино начала свои горловые эксперименты, дождь стал прекращаться и стало тепло. Небо дало течь снова, легко догадаться — когда. Причем с удвоенной силой — едва лишь закончилось выступление Катамадзе. А для полного ощущения счастья — параплан, кружащий над головами самых стойких и фейерверк, летящий с небес, который на «Усадьбе. Джаз» всегда отличался своей креативностью, щедростью и богатством красок!