Невероятный час с Аланом Уайлдером: Recoil в Москве
Алан Уайлдер (Alan Wilder), создатель проекта Recoil, впервые посетил Москву два с половиной года назад. Тогда он представил альбом «subHuman», появившись на сцене клуба Strangel и провел беспрецендентную автограф-сессию в музыкальном магазине Союз. Но о полноценном турне студийного проекта тогда никто не мог и подумать, однако это свершилось.
Известие о турне Алана порождало интригу, ведь в записях Recoil принимало участие множество приглашенных вокалистов (Мэгги Эстеп, Гильдия Кэмпбелл, Моби, Дуглас Маккарти, Диаманда Галас и другие), каждый альбом — это коллаборация наподобие Massive Attack, и было не совсем понятно как выкрутится Алан в одиночку; или может быть кто-либо из исполнителей составит ему компанию? После первых выступлений за рубежом стало ясно, что это не совсем концерт, но нельзя сказать и что это диджей-сет или, боже упаси, дискотека. Это действительно «Strange Hour» — нечто вне рамок, что, при необходимости назвать одним словом, можно обозначить как «представление». Очень четко выверенное представление, которое воистину сложно описать словами, потому что получится очень просто — это нужно видеть и слышать. Слышать — потому что Алан — гений звуковых эффектов, полотно его музыки столь плотное, что разбирать его на составляющие можно очень-очень долго, и все равно каждый раз с большой вероятностью можно будет обнаружить что-то прежде упущенное или нерасслышанное — музыка, которая может быть интересна не только меломанам, но и аудиофилам, поскольку являет собой образец максимально полного и качественного использования всех современных средств создания и записи звука. А видеть — потому что экран в этом действе играет почти такую же важную роль, как и звук. По сути, «Strane Hour» — это фильм, звуковую дорожку, или, вернее, звуковую магистраль которого создают два режиссера, стоящие за пультом в сторонке — один из них Алан, а второй — его верный коллега и такой же фанатик звука Пол Кендалл (Paul Kendall).
Алан и Пол появились за пультом под клип, представляющий собой жутковатый видеомонтаж всевозможных авиакатастроф. Однажды Алан с супругой стали свидетелями крушения истребителя, который пролетел прямо над ними, когда они ехали по трассе. Эта тема нашла отражение в музыке — в композиции «Black Box», выступившей как предисловие и эпилог альбома «Liquid». Создав трансовое настроение в зале, герои продолжили в том же духе, то и дело задевая в клипах тему жизни и смерти. Звуковое сопровождение не прерывалось ни на секунду — надо отдать должное Алану и Полу — они свели композиции в единый гармоничный микс, многие треки звучали иначе, нежели на альбомах Recoil. Несмотря на депрессивный видеоряд и жесткий индустриальный звук, музыканты не прекращали улыбаться, одарив вниманием наверное каждого из присутствующих в первых рядах. Отдельно стоит отметить и то, что некоторые вещи на экране были близки российской публике — например, в одном из клипов пластинка Recoil вращалась на отечественной радиоле, а клип на песню «Allelujah» целиком снят режиссером Дмитрием Семеновым с русской моделью на фоне узнаваемых пейзажей ТЭЦ. Прозвучал и привет для поклонников Depeche Mode — в микс вошел отрывок, который является по сути произведением Алана — это его вариация «Never Let Me Down Again» из классического альбома «Music for the Masses», известная как «Aggro Mix».
Многие воспринимают Алана, по аналогии с «актером одной роли», гениально воплотившим образ героя и прочно ассоциирующимся с ним, прежде всего как музыканта группы Depeche Mode. Всем известен факт, что пришедший заменить покинувшего группу после первого же альбома Винса Кларка, клавишник не просто оказался ко двору — вместе с Мартином Гором, ставшим единоличным автором песен, Алан превратил Depeche Mode из бойз-бэнда, певшего незамысловатые песенки вроде «Just Can’t Get Enough», в передовую и новаторскую группу, которая к концу восьмидесятых завоевала весь мир. Алан имел большой опыт работы с синтезаторами, до прихода в DM он играл в нескольких группах, к тому же он стал единственным музыкантом в новом коллективе, имевшим классическое музыкальное образование. Но не только Depeche Mode повезло с Аланом, но и Алану повезло с Depeche Mode: он получил широчайший инструментарий для своих экспериментов: лэйбл группы Mute в лице ее хозяина Дэниела Миллера вкладывал огромные средства в новейшее звуковое оборудование — приобретались самые современные и дорогие сэмплеры, синтезаторы. И, конечно, Depeche Mode приносили деньги, которые Алан начал вкладывать в собственную домашнюю студию «The Thin Line». В ней он и записал первые произведения, вышедшие на Mute в 1986 году под вывеской «Recoil». Первые релизы прошли почти незамеченными, но в
В
«Strange Hour» был приурочен к выходу сборника Recoil «Selected», который в различном исполнении — от стандартного до deluxe с автографом Алана, вы уже можете приобрести в музыкальных магазинах.