Осень. Питер. Lady In Jazz

Осень. Питер. Lady In Jazz

Антон Ворожеев  

05 ноября 2009 года

18 октября в Санкт-Петербурге состоялся осенний фестиваль Lady In Jazz. В продолжение апрельского концерта на сцене клуба «Джаггер» выступили петербуржцы Style Kings, Евгения Зима, Yana Fortep, Nina Karlson, Анна Малышева и москвичи Venger Collective.

Джаз сквозь время

Любая музыка меняется со временем, прогрессирует или деградирует в рамках своего жанра, подстраиваясь под текущую моду и желания публики. На смену одним артистам приходят другие: кто-то будет глубоко вникать в музыку и ее историю и сочинять концептуальные песни, другие пойдут по проторенной дорожке и, не особо задумываясь, будут играть уже готовое; но прошедшие поколения музыки останутся только на записях.

Современный джаз, огромный и очень весомый пласт нынешней музыки, простирается от классической формы до невероятной музыкальной концепции, которая сложилась на нью-йоркском Бродвее за последние 20 лет; в ней можно услышать и привычные этому стилю духовые импровизации, и необычные гитарные соло и совсем авангардные альбомы. Если бы Дюк Эллингтон случайно попал в наше время и зашел в бар, желая услышать привычный его уху джаз, он был бы сбит с толку этой музыкой, по сути, не имеющей общей формы с джазом начала ХХ века.

Развитие российской музыки никогда не совпадало с тем, что происходило у музыкантов на западе; самые язвительные критики пеняют на примитивность почти всей музыки в нашей стране, но ничего, кроме субъективного недовольства в их словах нет — в каждой культуре была собственная музыка, которая развивалась своим путем, а такие направления, как блюз, джаз или реггей пришли к нам из далеких стран и прижились в том виде, в котором они могут адаптироваться к нашей культуре.

Поэтому на фестивале Lady In Jazz не было джаза в классическом его понимании, шесть групп из Петербурга и Москвы исполнили на сцене клуба «Jagger» самую разную музыку — от фанка и романса до авангарда и эмоционального взрыва.

Фанк. Не лжефанк

Что первым бросалось в глаза на фестивале — это настоящая музыка, без фальшивых эмоций и ненужного пафоса. Молодые артисты, которым нет еще и тридцати, несли зрителям искреннюю энергию, все музыканты выкладывались настолько, насколько было возможно, а сет каждой группы захватывал с самого начала и не отпускал, пока ее не сменял на сцене ведущий, чтобы объявить, кто выйдет следующим.

Для того, чтобы играть музыку, которая нравится людям, вовсе не нужна проверенная десятилетиями техника. Style Kings вложили душу в свой сет, который был первым на фестивале, и прозвучали под стать Джорджу Клинтону — ярко, энергично, с изюминкой. Их латиноамериканский фьюжн задал настроение остальному фестивалю, а публика раскачалась с первой песни.

Вторыми выступали Евгения Зима и ее группа — их музыка, наверное, уходит корнями в русские романсы, а классическое музыкальное образование солистки накладывает на нее свой отпечаток. Как Джон Зорн и его многочисленные последователи смешивают еврейскую музыку с джазом, так и Евгения Зима поступает с русской народной музыкой.

Во время их выступления хотелось закрыть глаза и просто слушать музыку, замечать, как ложатся на душу сочетания саксофона и виолончели и прислушиваться к словам. Пиком этого сета был итальянский джазовый романс, во время которого вся сцена была озарена красным светом, а музыкальная дуэль скрипка-виолончень была в этом антураже чем-то вроде сражения в преисподней.

Яна Фортеп выдала потрясающий фанк, но не лжефанк, который обычно звучит для скучающих гурманов в ресторанах, а тот, заслышав который, невозможно не пуститься в пляс. Ведь, изначально фанк был музыкой энергичного танца, а ночь, проведенная на такой дискотеке, выматывала как неделя тяжелой работы, приятно опустошала все закрома физической силы.

Даже фотографы то и дело убирали камеры и отдавали себя ритмам, не говоря об остальных зрителях. Не так часто абсолютно неизвестные людям песни могут так раскачать толпу. Сама Яна Фортеп выглядела без вульгарности сексуальной и женственной, а пела как заслуженная рок-звезда. Невероятно, как в такой маленькой хрупкой девушке помещается столько энергии!

В заключение Яна порадовала любителей известных песен, исполнив «Light My Fire», и еще раз вовлекла весь зрительный зал в пятнадцатиминутный фанковый экстаз.

Творчество Нины Карлссон — то, чему названия еще не придумали…

Лучшее отделение фестиваля, несомненно, принадлежало Нине Карлссон, самой загадочной диве из всех выступающих. Из всей информации, которую можно найти про нее в Интернете, есть только один наполненный красивыми речевыми оборотами текст, размноженный на сотне сайтов, и тот совсем ничего не говорит ни о ней, ни о том, что она играет.

Самое примечательное в Нине Карлссон — это ее подход к музыке. Невозможно сказать, на кого она похожа, нет ни одного музыканта, ни в России, ни за ее пределами, который бы играл нечто подобное. Это не классический и не современный джаз, это то, чему названия еще не придумали. Когда музыкант способен писать песни, ни на что не похожие, черпать в своих корнях лишь настроение, но никак не саму музыку — это ценится превыше всего.

Высокая стройная певица в черном длинном платье и сценическом амплуа скромной застенчивой девушки вызвала бурю восторгов своим одновременно сильным и нежным голосом и легкими мелодичными песням. «Model», «Bored and Tired», «Follow The Dancers» — очень свежо звучат они в живом исполнении.

После предыдущих выступлений москвичи Venger Collective смотрелись не так эффектно, как обычно. Все же, по сравнению с авторским сетом Нины Карлссон, чистым выступлением Яны Фортеп и очаровательными песнями Евгении Зимы, их отделение было несколько сумбурным. Но грациозная солистка Юлия Терещенко заслуживает восхищения.

Конечно, осенний Lady in Jazz достиг всех поставленных целей и, помимо того, что подарил петербуржцам этот потрясающий музыкальный вечер, он познакомил их с самыми разными околоджазовыми командами, отдельные выступления которых можно будет послушать, не дожидаясь следующего фестиваля.

Огромное спасибо организаторам, в частности, администрации клуба Джаггер, Богдану Коробову и Яне Чудит.

#                          

Поделитесь в соцсетях:

Смотрите также:

Рецензии
Почему у Стаса Пьехи много поклонников
Почему у Стаса Пьехи много поклонников

Стас Пьеха — один из самых ярких представителей российской музыкальной сцены. Его творчество привлекает внимание слушателей, а харизма и талант делают его культовой фигурой для многих.

Статьи
Новости
Новости
«Город мечты», музыкальный фестиваль Parookaville вновь собрал своих жителей в Германии
«Город мечты», музыкальный фестиваль Parookaville вновь собрал своих жителей в Германии

Немецкий музыкальный фестиваль Parookaville или просто «PV» в очередной раз прошёл в Вееце (нем. Weeze), примерно в 75 км к северо-востоку от Дюссельдорфа. Волшебные ворота «The City Of Dreams» вновь распахнулись с 21 по 23 июля 2023 года.

Отчеты
Аккорды и текст песни группы Кино «Звезда по имени Солнце»
Аккорды и текст песни группы Кино «Звезда по имени Солнце»

Am, C, Dm, G — эти незамысловатые аккорды песни Звезда по имени Солнце на гитаре известны любому настоящему фанату творчества Виктора Цоя. Написанная в 1989 году легендарным музыкантом и поэтом эта песня стала настоящим хитом в истории советского рока.

Статьи
Умер Александр Градский
Умер Александр Градский

Ушел певец, композитор, мультиинструменталист, поэт, «папа» русского рока. Недавно ему исполнилось 72.

Новости

Новости партнеров: