День рождения мюзикла «Монте-Кристо»
Год назад, 1 октября 2008 года, российский зритель впервые увидел полностью отечественный мюзикл. В этот день Московский театр Оперетты подарил публике «Монте-Кристо» — мюзикл, созданный целиком и полностью в России, силами исключительно местных композиторов и хореографов. И, хотя создание оригинального мюзикла в разы сложнее «перевода» иностранного, его авторов не испугали трудности, поскольку практически все они далеко не новички в театральном мире.
Режиссёр спектакля — Алина Чевик, имеет несколько значимых театральных наград, в том числе «Золотую маску» и «Музыкальное сердце театра». Хореографией спектакля руководит заслуженная артистка России балетмейстер-постановщик Ирина Корнеева. К работе над постановкой привлечены признанные мастера отечественного театра: художник по костюмам и декорациям Вячеслав Окунев, художник по свету Глеб Фильштинский, художник по гриму Андрей Дрыкин. Либретто по знаменитому роману Александра Дюма написал поэт и драматург Юлий Ким — не только знаменитый бард и автор песен для наших культовых фильмов, от «Бумбараша» до «Собачьего Сердца»; он еще и переводчик «Notre Dame de Paris», так что с жанром знаком, что называется, не понаслышке. Лишь автор музыки — молодой композитор Роман Игнатьев — дебютант большой сцены.
Трехэтапный кастинг собрал команду настоящих профессионалов жанра. Открытием для постановщиков стали хорошо знакомые зрителям телесериалов актрисы Валерия Ланская («Принцесса цирка», «Кадетство») и Анастасия Макеева («И
Средства на постановку были, по российским меркам, затрачены не малые: общий бюджет постановки составил 100 миллионов рублей, из которых половина была потрачена на дооснащение театра, однако оно того стоило — художники сотворили на сцене шоу практически бродвейского размаха. Фантастические декорации, роскошные костюмы, мастерский грим, идеально подобранные свет и звук — все это на два часа переносит зрителя в эпоху благородных героев и подлых злодеев, романтики и всепреодолевающей любви.
Необычайные декорации, придуманные оперным художником Вячеславом Окуневым, представляют собой пять подвижных изогнутых гигантских башен-трансформеров, конфигурация которых меняется по ходу действия прямо на глазах — воссоздаётся то парусная флотилия, то мрачные темницы острова Иф, то фасадные стены замка графа Монте-Кристо. Этим превращениям во многом способствует потрясающая световая партитура, сочиненная одним из наших лучших театральных художников по свету Глебом Фильштинским. Вся эта сложная конструкция очень гармонично дополнена гигантским — площадью 90 квадратных метров — проекционным экраном. Во время лирических сцен по заднику бегут безмятежные облака, а в тревожные моменты вспыхивает грозовое небо.
Костюмы для мюзикла создавались в течение трех месяцев. За этот период было использовано 555 метров натуральной кожи, 50 метров парчи, 100 метров шелка, 50 метров бархата и целый километр цветных лент. На отделку каждого наряда солистов ушло по 1440 камней от Swarovski. Создание некоторых элементов одежды потребовало ручной росписи и даже искусства плетения макраме. По замыслу создателей, костюмы актеров и танцоров балета сочетают дух эпохи Дюма и современный шик
Для придания спектаклю «духа времени» и оригинальной изюминки к работе над постановкой были привлечены лучшие московские паркурщики — команда Tracers — во главе с «отцом отечественного паркура» Олегом Краснянским. Благодаря их стараниям, танцоры научились перемещаться с легкостью воздушных акробатов: словно пауки, они свисают с изгибов замка Иф и, словно тени, замирают по углам, добавляя жути мрачной сценографии и мистической игре света. Красота номеров, пластика, элементы актерской игры, четко выверенные движения, идеальная синхронность — работа кордебалета может вызывать только искреннее восхищение. Россия всегда славилась непревзойденным уровнем подготовки профессиональных танцоров. А в «Монте-Кристо», очевидно, выступают лучшие из лучших.
Основная фабула знаменитого первоисточника — романа Александра Дюма «Граф Монте Кристо» — сохранена, но сюжетные коллизии подверглись «сжатию», некоторыми и вовсе пришлось пожертвовать ради сокращения объёма. Литературная основа мюзикла — роман Дюма — произведение, как известно, объёмное — в двух томах, с множеством персонажей и переплетением сюжетных линий. Мюзикл, безусловно, представляет усечённый вариант сюжета, многое опущено, но, отражая основные перипетии романа всего-навсего в двух действиях, сохраняет энергетику интриги и напряжённое ожидание развязки. Главной темой первого действия мюзикла избрана любовь, второго — тема возмездия и торжество справедливости. В целом же сюжет мюзикла соответствует идее романа Дюма. Несправедливо обвинённый молодой моряк Эдмон Дантес, попадает в многолетнее заключение в замок Иф. Там аббат Фариа обучает его всему тому, что знает сам, и открывает тайну клада острова Монте-Кристо. После смерти аббата Эдмон получает возможность сбежать из тюрьмы, добывает сокровища и клянётся отомстить своим врагам. Его месть изощрена и хитроумна, и в результате истина выплывает наружу.
«Граф Монте-Кристо» — роман-долгожитель. Он увидел свет в 1845 году, и вот уже более 160 лет книжные магазины всего мира благодарны Александру Дюма за великолепно продающуюся приключенческую историю, популярность которой не знает колебаний и спадов. Подобная судьба, судя по всему, ожидает и мюзикл, созданный по мотивам романа. В театре «Московская Оперетта» замечательно вовремя вспомнили о произведении, которое опрометчиво обошли вниманием творцы мюзиклов во всем мире — а в России «Монте-Кристо» незамедлительно стал хитом.
Пережить полторы сотни лет, десятки экранизаций и театральных постановок роману помогли и лихо закрученный сюжет, и персонажи, легко узнаваемые в любую эпоху, и, конечно, великолепный язык автора. Ко всему этому театр Оперетты отнесся с надлежащей бережностью. Видимо, поэтому премьера спектакля, состоявшаяся в октябре прошлого года, сразу стала одним из самых заметных театральных и светских событий сезона. Тогда многие критики, журналисты и даже западные специалисты сошлись во мнении — впервые на российской сцене появился проект, способный по своему масштабу и качеству сравниться с лучшими образцами мировой мюзикловой культуры. Следом за экспертами, постановку оценили и простые зрители: за первый сезон ее успели посмотреть более 200 000 человек, или почти каждый пятидесятый житель столицы!
За короткий по театральным меркам срок мюзикл стал одним из самых ярких событий и проходит с неизменным аншлагом. Октябрьский же блок показов «Монте-Кристо» ознаменовался сразу двумя праздничными событиями: первый день рождения самого мюзикла и