Мамакабо по-московски свершилось!
Мамакабоша вернулся домой
Целых 18 раз он пел, играл и танцевал по городам и весям страны, но вот добрался до города, откуда родом — до Москвы. Это фестиваль МАМАКАБО и его сказочный музыкальный анимационный герой Мамакабоша! 31 октября и 1 ноября в Москве впервые прошел этот уникальный фестиваль, а дело было в концертном зале «Мир» — это так непривычно после недавнего МАМАКАБО под открытым небом в крымском Коктебеле — но было достаточно приятно видеть знакомые по черноморскому побережью лица в интерьере столичного зала. Этот фестиваль вновь собрал музыкантов, чья музыка не укладывается в стандартное понятие «формата», это фестиваль не стилей, а самих музыкантов, каждый из которых — настоящий самородок.
В сравнении с Мамакабо в варианте опен-эйра, фестиваль в «Мире», конечно, отводил на выступление каждого участника не так много времени, чтобы углубиться в эту музыку, как следует понять ее, прочувствовать. Например, слушать Алексея Архиповского с его волшебной техникой игры на балалайке минут 20 — ну просто нереальное издевательство. Сюда умещаются буквально две пьесы, хотя, надо сказать, в каждую из них входит целая коллекция меломана! Сменялись мелодии разных веков — от «Времена года» Вивальди до мультяшной «Чунга-Чанги», от «Розовой Пантеры» до мелодий знаменитой ливерпульской четверки … — и всё это на балалайке! Он играл одной рукой и зубами, клал балалайку за спину и всячески юморил — но без слов, держа зал в оцепенении!
Гитарный день, очень гитарный…
Тимур Ведерников — продюсер и ведущий Мамакабо, человек с бесконечной энергией и несомненной харизмой, в первый день фестиваля сыграли несколько вещей с Александром Шишовым, участником группы Баранова. Сольно спела Маша Лапшина, юное дарование …надцати лет, на тишине, посвятив песню Андрею Баранову — это именно он «откопал»
Вообще же, в первый день феста ударная установка так и осталось стоящей забытой у задника сцены. Этот день был гитарным и клавишным. А клавишные были представлены очень почетно — самим Сергеем Манукяном, конечно же. Это было джазово, мягко и сказочно — даже «У Лукоморья» Пушкина, шутя, вплел в свои темы Манукян, спев несколько известных со школьной скамьи слов. Ему аккомпанировала его группа, конечно же. Манукяна, вообще, нужно услышать, хоть раз, каждому, кто желает знать о том, какие музыканты живут в нашем отечестве.
Закинув традиционно ногу за ногу, известный акустический гитарист Иван Смирнов с сыновьями, которые тоже уродились музыкантами и Сергей Клевенский с его «дудками», свирелями, флейтами, жалейками, рожками, и так далее, ввели в транс. Гитарный день, очень гитарный… А вот на сцене и Дмитрий Малолетов — гитарист и непременный участник Мамакабо! В гитарной игре Малолетова используется «фортепианный» метод — здесь техника пальцев несколько иная, нежели при традиционном извлечении звуков из струнного инструмента — но, лучше один раз увидеть, да и услышать одновременно!
Томми Эммануэль — человек-ансамбль!
Гитарную же феерию продолжил и главный гость фестиваля, австралийский гитарист с уникальной техникой игры Томми Эммануэль. Те, кто был на его выступлениях в Коктебеле ждали Томми как старого знакомого — он очень контактен и умеет расположить к себе как игрой, так и общением — на мастер-классах и пресс-конференциях, которыми совсем не «брезгует».
Томми выступает на сцене всегда один (не считая дуэтов) и звучит как целая группа! Для этого он поочередно использует три гитары, каждая из которых выглядит как потертый недорогой инструмент любителя горного туризма — однако, несомненно, за этими гитарами приходится держать «глаз» и «ухо», ибо звучать они должны безупречно, а тот износ, которым они подвергаются на концертах, просто «чудовищен». Гитара в руках Эммануэля — это и бас и ударные, и ритм и мелодия — сначала по отдельности, а затем всё вместе и сразу! Пьесы Томми органично соединяют блюз,
А самым неожиданным и непредсказуемым участником фестиваля был… Мамакабоша! Талисман фестиваля. Голосом
Не уверен — не … загоняй!
Жаль, что московский Мамакабо шел не 4 дня, как это было в осеннем Коктебеле. Но оттого и дни были насыщенными именами и событиями. Второй день фестиваля, несмотря на отсутствие в афишах, украсило выступление Макса Леонидова и его Hippoband. Сыграв непременно «Ничего не исчезает», Макс и группа вложили все прочие «секретовские» хиты в поппури. Леонидов оказался настроенным к публике несколько скептически — по его мнению, в зале было слишком много тех, кто «не привык подпевать и хлопать», о чем и заявил несколько раздраженно. На самом же деле зал «мертвым» назвать было никак нельзя — просто отсутствие стоячего танцпола Максу непривычно — в клубах и на сольных концертах да «корпоративах», где играет Макс, несомненно, атмосфера по определению иная!
Украшением любого фестиваля может стать аккапельный ансамбль «Cool&Jazzy». И здесь не обошлось без Битлз — очень артистично они исполнили «Drive my car», инсценировав ее под воображаемую поездку за рулем и работой с залом, часть которого с удовольствием «бибикала», а другая отвечала «еее!». А в кулуарах концертного зала «Куллы», специально для одного из телеканалов исполнили и гимн Мамакабо в собственной голосовой аранжировке.
Энвер Измайлов, приехавший с того самого крымского побережья, где и проживает ныне, пустил в ход свои гитары, издавая странные чарующие звуки. Измайлов что- то делает со своей гитарой, а вот что — не берусь объяснить. Но явно не «просто играет».
Ирина Сурина. Эта вокалистка,
Первый — не «комом»!
Завершил вечер Тимур (Ведерников) и «Его Команда», которую сам Тимур подумывает переименовать в Мамакабо-бэнд — ведь музыканты собрались в группе именно благодаря «мамакабошным» джем-сейшнам. Теперь Ведерников, наконец, мог не только говорить, но и петь — что у него получается очень
Завершилось все, как полагается, большим «джемом» с участием большинства участников обеих дней фестиваля. Откуда ни возьмись, на сцене появился лидер Кроссроудса Сергей Воронов. А укротитель губных гармошек Кожекин подыгрывал свои «солячки».
Всех перипетий Мамакабо здесь не описать, этот фестиваль — фестиваль мастерства и настроения, а этого не выложишь на лист бумаги или страницу интернет-сайта. Но можно констатировать тот факт, что первый блин Мамакабо «
Стоит отметить, что хорошей музыки этой осенью в Москве было сыграно много — Мамакабо проходил в рамках проекта «Город живой музыки», проводимого агентством «АртМания» при живом участии Tim Musik и поддержке, (причем не только в финансовом плане) холдинга «Миэль», за что всем им огромное спасибо!