Ляпис Трубецкой выдал новый «Manifest»
Звезды белорусской альтернативной сцены презентовали свой новый альбом «Manifest» в столичном клубе Б1 Максимум. Ошибки в определении принадлежности их к стилю никакой нет, и преувеличения здесь нет тоже — «Ляписы» стали по-настоящему альтернативной группой — это альтернатива и такому востребованному ныне поп-року и всей машине нынешнего шоу-биза. Они выложили свой новый альбом в сеть для бесплатного скачивания — для России такие действия со стороны достаточно известных групп — факт беспрецедентный. Было нечто подобное у Мумий Тролля, что тоже весьма похвально и смело, но в том случае было «подарено» лишь несколько новых треков. А тексты нынешнего «Ляписа Трубецкого» — совсем не «Яблони цветут» и «Евпатория» — этих песен они уже не исполняют. Для кого-то, может, и увы — но интересно наблюдать развитие и перемены в группе, потому жертва того стоит.
Лидер «Ляписов» Сергей Михалок ныне совсем не тот разгильдяй-тусовщик, в образе которого предстал когда-то: теперь это спортивного сложения выбритый добрый молодец, предстающий порой даже в образе греческого бога — обитателя Олимпа. Между своими песнями он читает свои же стихи про Гелиоса, Анубиса, Бальдра и прочих персонажей древней мифологии, уверяя зрителей, будто это стихи некоего поэта Юзика Килевича. На экранах на сцене — такая же умопомрачительная видеоинсталляция, в нарезке которой использованы... чего только там нет: старые художественные фильмы и мультипликация, сюр-архив с иллюстрацией жизненного уклада папуасов Новой Гвинеи и различные лица — лица, которые отчего-то хочется разглядывать, будто в них есть что-то неожиданное, уникальное. И ведь есть!
Зарядив приветственную «К нам приехал Трубецкой» Михалок Сотоварищи перешли к «Золотой Антилопе» и, наконец, самому «Манифесту». Начало программы было положено верно — зал настроился именно на такого, нового «Ляписа Трубецкого» и, похоже, старые застольные хиты уже никто не ждал. Как ни удивительно, несколько тысяч человек с уверенностью выпевали строки из нового альбома и никто не требовал «Ты кинула» или «Ау-Ау-Эгегей!». Хотя «Ты кинула», как шлягер, проложивший путь группе в признание масс, «Ляписы» почтили своим уважением. Правда, сам Михалок от песни открестился, передав главный микрофон коллеге, второму голосу Павлу Булатникову, а сам лишь подбадривал публику и переминался с ноги на ногу ближе к заднику сцены. Имидж — всё. Ибо, как спели сами «Ляписы» — «твои старые песни загонят тебя в гроб». В основном были представлены вещи из двух крайних альбомов «Капитал» и «Манифест». Но вспомнили и «Розочку» — в исполнении, опять же, Павла Булатникова и активной помощи публики. Еще из старого была, разве что «Керчь», но уже в иной аранжировке, названная «Керчь — 2». Все чаще «Ляписы» переходят на язык англицкий — среди прочих были «I Wanna Be Your Boyfriend» — кавер на знаменитых Ramones, и вкрапления английского в некоторые песни самой группы.
Визуальная составляющая концерта «Ляписа Трубецкого» привлекательна еще и духовой секцией, устраивающей помимо собственно игры на инструментах шоу-клоунаду, в духе Беза из Happy Mondays. Иван Галушко (тромбон) и Павел Кузюкович (труба) артистично валяли дурака в промежутках между духовыми соло. Вкупе с пламенными речами от Юзика Килевича в исполнении Михалка все это смотрелось достаточно стебно, хотя и вполне серьезно — с другой стороны. Стихи — просто «вынос мозга». Они очередной раз доказывают, что человек их пишущий, простите за штамп, высокоинтеллектуально развит.
Может, строки от Килевича, приведенные ниже и не самый яркий пример, однако, это не пусто:
Зашьём озоновые дыры
Бензин с мазутом запретим!
Перекуём машины в лиры
Себя искусству посвятим...
или:
Трудиться — удел Бога!
Халява — удел крысы!
Вера — к счастью дорога!
Надежда — единственный смысл!
А на раз запомнилось следующее:
Подайте рогатым капусты!
Согрейте рогатых вниманьем!
Козлы рождены для искусства,
Козлы — элемент созиданья!
Неминуемый финал — песня «Харэ», после которой, казалось бы, на «бис» уже не выйти. Но публика ревела, не желая расходиться! И тут уж не обошлось без патриотического гимна в честь родной музыкантам Беларуси «Belarus Freedom» под занавес.
Презентация новой пластинки показала не только то, что рядом с нами растет нечто нетрадиционное для нашей рок-сцены, но и то, что творчество это востребовано. А, значит, процент не-дегенератов по-прежнему не так мал.