Блюз Дельты Невы VI
5 июля в Санкт-Петербурге в великолепном Юсуповском саду состоялся VI ежегодный международный фольклорный блюзовый фестиваль «Дельта Невы». Этому мероприятию свойственен уютный антураж и душевная атмосфера, которые строятся в равной степени участниками мероприятия, местом проведения и организаторами, во главе которых стоит небезызвестный среди любителей блюза Сергей Некрасов.
В проведении подобных
Погода оказалась на редкость милостива: солнце постоянно скрывалось за тучами, но до дождя дело не дошло, было тепло, временами даже жарко.
Зрителей собралось изрядное количество — порядка 1000 человек расположились на поляне перед Юсуповским дворцом, и это показатель исключительно теплого отношения к блюзу, ибо билеты были, вопреки всем ожиданиям, на порядок дороже, чем хотелось. К тому же, в этот же день около СКК имел место Пивной Фестиваль с бесплатным входом — для определенной категории людей неплохая альтернатива.
Тем не менее, люди пришли послушать блюз, пришли целенаправленно, поэтому от контингента стандартных открытых концертов они заметно отличались высоким уровнем моральных устоев — пьяных разборок не было в помине, никому не пришлось успокаивать бушующие толпы, а после окончания фестиваля на поляне перед дворцом почти не осталось мусора.
Выступления начались незаметно, первая группа 11:14 открыла фестиваль практически в отсутствие зрителей. Тем не менее, они великолепно отыграли свою русскоязычную программу. Запомнилась гениальная песня «старый Джонни алкоголик занял в баре крайний столик» и композиция Red Elvises Паровоз. Жаль, что большинство людей так и не смогли оценить по достоинству эту веселую группу с тремя гитаристами и прикидами «под Элвиса».
Затем их место заняла старая петербургская группа Contrast Blues Band, участники которой в свое время играли с такими известными музыкантами, как Игорь Тальков и Земляне. Они отыграли сет классического рока: A Winter Shade Of Pale, Another Brick In The Wall, What Am I Living For и прогрессивный блюз Gotta Ming To Travel.
Группа Blansh представила самих себя, как «Отмороженный Петрозаводск» и исполнила несколько фанковых композиций с динамичным женским вокалом.
Сбитень подтвердили статус фестиваля, как не только блюзового, но и фольклорного, и в составе четырех человек сыграли три народных песни.
Forest Gump, к сожалению, выступали без известного саксофониста дяди Миши, но это не помешало им радовать уже довольно многочисленную толпу зрителей протяжными саксофонными и гитарными соло.
Белорусская команда Cross B — «ехали в Петербург всю ночь, была гроза, благо в нас ничего не попало» — подарили нам местами мрачный, местами радостный блюз с великолепной гитарной работой Сергея Смирнова.
Mass Ave Project — совместная группа российских и американских студентов из массачусетского университета — внесла немного джаза в программу и убаюкала зрителей протяжными балладами и импровизациями.
Old Fashion с саксофонистом, одетым почти как Элвуд Блюз, и эффектной солисткой, своим вокалом напомнившей Этту Джеймс, окончательно привили всем присутствующим любовь к соулу и блюзу. Они исполнили много потрясающих песен в несколько женских голосов, в том числе и байкерскую Born To Be Wild (между прочим, байкеры на «Дельте Невы» тоже были. Они периодически приезжали к сцене, стояли там, уезжали, а на их место приезжали другие). Во время их сета уже начало смеркаться, а перед сценой команда пиротехников устроила огненное шоу.
Заявленные хедлайнеры Mama’s Bad Boys долго готовились и распевались, а люди, тем временам, оккупировали лестницу и часть сцены. Ведущий раскрыл интригу и рассказал, кто же эти черные ребята, смотрящие на нас с афиш фестиваля. Как выяснилось, музыканты — Ламар и Рахим — из Амстердама, а первый 8 лет играл с John Lee Hooker. С Mama’s Bad Boys выступал русский барабанщик, но тоже из Голландии.
В конце концов, эти колоритные парни, Рахим в кожаном плаще, шляпе и с дредами, Ламар — в белом обтягивающем трико, оба — внушительного размера, предоставили разгоряченной публике заключительный сет фестиваля. Их саунд был тяжелым, насколько это возможно в блюзе, без труда слышимый даже с противоположного конца парка.
Наши черные братья спели помимо всего прочего своеобразный кавер на I Got A Woman, во время игры они бегали по лестнице и площадке перед ней, Ламар играл слайд стаканом, а публику приходилось несколько раз убирать со сцены, чтобы не мешать съемке.
Одних они притягивали, других отталкивали, но общее настроение зрителей несомненно было восторженным. Кто бы что не говорил, среди преобладающих масс фурор Mama’s Bad Boys произвели.
Четыре группы, выступивших на этом фесте, я не могу не упомянуть особо.
Chill Out
Эта петербургская группа выбрала своим кредо «Не количество, а качество». Они исполнили всего три композиции, но все 15 минут ребята держали публику в восторженном напряжении. Chill Out не поднимали зал на уши, не требовали подпевать, они просто стояли и играли качественный электрический блюз.
Как сказал гитарист и вокалист группы Даниил Жешков, «мы играли собственную музыку, не пытались выехать за счет узнаваемых хитов или шоу. Мы хотели показать именно свою музыку и наше её ощущение, при этом мы, конечно, старались сделать это наиболее качественно и с максимальной самоотдачей. И, я считаю, мы справились: в короткий период времени нам удалось совершить небольшой музыкальный взрыв».
Действительно, выступление Chill Out, зажигательная Every Day I’ve Got The Blues, острая Mellow Down Easy и полная энергии Baby Please Don’t Go, три неузнаваемых аранжировки известного блюзового материала, окончательно растормошило собравшихся на лужайке перед сценой зрителей; впечатление от их сета сохранилось надолго.
Григорий Колузаков, басист группы, рассказывает, как через несколько часов после их выступления к нему подошел
Одну из песен своего сета Chill Out посвятили Сергею Некрасову. «Ведь, без Стива не было бы и половины того, что у петербургских блюзменов есть сейчас. Мы играли бы в клубах, иногда выезжая на различные мероприятия в другие города. Но на „Дельте Невы“ у нас каждый год есть возможность познакомиться с разными людьми, играющими хорошую музыку. Это объединяет блюзменов, держит их вместе, дает им лишний повод для обмена опытом, посиделок и джем-сейшнов», — заключил барабанщик группы Ярослав Писарев.
Jungle jam and Jimmy C
Сет группы Jungle Jam немного задержался, некоторые музыканты добрались до сцены перед самим выступлением; а во время этого импровизированного перерыва конферансье рассказал зрителям про группу и в очередной раз предложил объявиться хозяину ключей с брелком «я люблю скейтбординг» (что предлагалось неоднократно на протяжении всего фестиваля).
Играли Jungle Jam бодро и уверенно. С первой же песни стало ясно, что группа не уйдет со сцены до тех пор, пока не отдаст себя целиком и полностью зрителям.
Блюзовый голос харизматичной солистки Марии вместе с ее звонкой губной гармошкой выдавали нам знакомые песни: Dust My Broom, Personal Jesus. Кульминацией первой части сета стало поппури Black Dog — Livin’ Lovin’ Maid, дань почтения самой блюзовой группе хард-рока. Мария плясала по сцене, подражая ставшим классическими манерам Роберта Планта, а гитарист извлекал из своего инструмента звуки в лучших традициях концертов Led Zeppelin.
Вторая часть выступления была ознаменована появлением кудрявого виртуоза и гения, с лица которого никогда не сходит улыбка — гитариста из Англии Jimmy C.
«Я не зря выбрал в поддержку именно Jungle Jam», — говорит Джимми, — «Когда оказалось, что музыканты моей группы не могут приехать в Россию, я, не задумываясь, обратился к Марии. Они играют много каверов, с радостью осваивают новый материал, поэтому наши с ними репетиции прошли в непринужденной манере. А выступление? Это уж вам решать».
В последней фразе Джимми явно лукавил. Восторг публики от его игры был вполне логичным продолжением восторга от выступления Jungle Jam — два урагана вызывают вдвое большую бурю. А с чего ей не быть, коли помимо бурной игры, звучали бурные песни — Hey Joe, Hit The Road Jack, Johnny B Good, где Jimmy C не уступал Чаку Бери в прыжках по сцене, и заключительная Got My Mojo Working c танцами, подпевками и дуэльными соло.
Когда дело касается блюза, то не имеет значения, русский ты или англичанин. Ты выходишь на сцену и начинаешь петь, и если твой напарник тоже блюзмен — вы найдете, что сказать публике вместе. Маша и Джимми нашли, целиков вложив себя в этот интернациональный
Mishouris Blues Band
Участники акустического джема Дома у Дороги на сей раз выступали под названием Mishouris Blues Band — две гитары, контрабас, ударные и губная гармоника. Антураж был характерен для программы 90х MTV Unplugged. Вольготно расположенные в один ряд музыканты с барабанщиком позади, воспроизводящие настоящий кантри-блюз.
Лидер группы, Михаил Мишурис, в начале своей карьеры получивший боевое крещение в Чикаго, пел своим характерным низким голосом и был неиссякаемым фонтаном энергии — то и дело вставал со стула, подходил к участникам группы, поддерживал гитариста во время соло.
На гармонике играл Александр Соловьев, он изрядно подлил масла в огонь и по праву заслужил негласное звание лучшего харпера фестиваля.
В последней песне группа села на ступеньки перед сценой, а Мишурис завершил выступление фразой «вот уже несколько раз бываем в Петербурге на Дельте Невы. Ребята, я вам завидую — вам никуда ехать не нужно».
Jumping Cats
В перерыве после Mishouris Blues Band конферансье рассказывал, как он в поисках информации об участниках фестиваля написал в Google фразу про прыгающих котов и что из этого вышло, а все, у кого было расписание выступлений, поняли, что заявленного Ярослава Помогайкина сегодня не будет, а на сцену выйдут сразу Jumping Cats.
Московская группа, все участники которой родом из различных концов России явила нам под конец вечера верх мастерства заводить публику в лице своего фронтмена Владимира Русинова. Играли коты по большей части каверы, ведь, самый верный путь завоевать сердца зрителей — дать им возможность спеть знакомые и давно любимые песни вместе со стоящими на сцене.
Первой композицией был небольшой инструментальный блюз Фредди Кинга, затем темп был ускорен вместе с буги, где публика, уже начавшая перебираться с лужайки ближе к сцене, подпевала заведомо известные слова — yeah, yeah.
Третья песня была про любовь. «О том, что человек никак не может найти настоящую любовь. Только переменная попадается и трехфазная». Под конец песни Владимир заблудился в трех соснах, то есть, запутался в трех микрофонах, попробовав поочередно спеть в каждый.
Следующая композиция подтвердила парадоксальный факт: не будучи блюзменом, Рей Чарльз, тем не менее, один из самых исполняемых музыкантов на блюзовых концертах и фестивалях. На данном мероприятии его играли как минимум трижды. Что же, великих людей приятно цитировать, поэтому Unchain My Heart была исполнена тепло и с шиком.
После этого зазвучал обещанный
Затем все услышали до боли знакомое вступление и подпевки — песня про Новый Орлеан. Ее обыгрывали Братья Блюз в одноименном фильме, ее пел Ян Гиллан, она и поныне остается такой же ходовой блюзовой песней, как Hoochie Coochie Man или Little Red Rooster (кстати, ни одной, ни другой композиции в Юсуповском саду не прозвучало). Во время запева, который скандировали практически все собравшиеся, на сцену выскочил некий харпер и предложил группе свою помощь, сыграл молниеносное соло и был изгнан обратно со словами «я, конечно, люблю играть с другими людьми, но когда мы заранее об этом договариваемся».
Jumping Cats уже собрались уходить, как выяснилось, что времени им хватит не только на то, чтобы покинуть сцену, поклонившись восторженным зрителям, но и на то, чтобы исполнить еще одну песню. «А так как энергичные песни у нас закончились, мы сыграем методическое пособие по блюзу».
И это действительно был блюз «на блюдечке с голубой каемочкой», отчетливый квадрат с разложенными ходами. Чую, по записи этого фестиваля выучится играть блюз не одно поколение знаменитостей.
А Владимир, отыграв эту песню, сказал «как мне нравятся эти стандартные трейнраунды», и группа удалилась, наградив нас отменным шоу и яркими воспоминаниями на много дней.
После окончания мероприятия участники фестиваля загрузились в автобус и отправились на afterparty-круиз по Неве, а зрители разошлись по домам, унося в своих сердцах впечатления о музыке, а в телах назревающую истому от многочасового