Как прошел Мото-Малоярославец 2017. Маловато мото, но ярко и славно
Кто не знает о фестивале Мото-Малоярославец, который для упрощения произношения называют просто Мотоярославец или еще проще — Малояр и Мотояр? Фест этот — один из старейших в России, он проводился в Калужской области еще аж с 1993 года, и это начинание переросло в крупный опен-эйр с нынешним названием уже в 2002 году. Таким образом, в 2017-м затея состоялась в 25-й раз. Я давно слышал о Мото-Малоярославце, и давно хотел побывать на нем. Спустя десяток лет это случилось. И я не пожалел. И вот почему.
Байкеры вместо «космонавтов»
Что не новая рок-певица — ее сравнивают с Земфирой, что не фест — с Нашествием. Ну и я не стану исключением, тем более что был на практически всех Нашествиях еще с Раменского в 2000 году. Фестивали абсолютно разные и объединяет их лишь то, что они проходят под открытым небом несколько дней, да некоторые группы, которые на них выступают. В остальном это они совершенно не схожи, это абсолютно разная атмосфера. Если вам хочется пребывать в более непринужденной обстановке, без давки, без отрядов «космонавтов», которые пропускают вас на каждом повороте через рамку, а затем зачищают поле — вам в Мотоярославец. Если вы хотите увидеть выступления любимых групп, и они заявлены на обоих фестах — смотрите их на калужском фестивале, стоя близко к сцене и для этого не надо покупать дорогой ВИП или фэнзону. Если вы не хотите платить за клочок почвы под палатку, есть по ресторанным ценам и пить три дня пиво одного бренда по паре сотен рублей, а желаете разнообразия и адекватных цен — вам сюда. При желании здесь можно разжечь костер и сварить еду в котелке. Правда за дрова и в этом году, в отличие от предыдущих, пришлось платить, но на компанию будет экономичнее похода в ресторан, кроме того, костер и гитары — главная романтика, без которой хорошего уикенда не получится.
Во всех смыслах фест можно назвать некоммерческим. Так заявляют и сами организаторы и, похоже, они не особо-то лукавят. Это понятно всем, кто приезжал сюда. Тут нет давки и бешеной коммерции. Организаторы, как мне удалось узнать из бесед с приближенными, просто делают это себе в кайф. Мне, как новичку на этом фестивале, организация показалась весьма неплохой, а вот многие завсегдатаи, по разговорам, остались недовольны, утверждая, что это не уровень юбилейного 25-летнего фестиваля и ждали большего, но вместо прогресса увидели регресс и даже многие обещания выполнены на сей раз не были. А вытащили фест только выступающие и «своя компания».
На фото: флешмоб с исполнением песни «Перемен» группы Кино в честь 55 летия Виктора Цоя
В-общем, атмосферу, за которой мы ехали на нашем трейлере, мы в целом, получили. Это действительно отдых и периодические дожди не сильно омрачили впечатление. Да, мне легко говорить, глядя из домика, скажете вы — мы приехали на фестиваль с трейлером. Но я видел только счастливые лица. Мощный антициклон тогда только начал надвигаться на Центральную Россию, на момент написания текста ожидаются большие проблемы у устроителей грядущих фестивалей на этих территориях. Так что, Мотояр, похоже, относительно удачно проскочил и «отделался легким испугом» Только из новостей мы узнали, что «из-за урагана обрушилась палатка. В результате инцидента пострадали двое человек». Но ничего такого на поле заметно не было.
Из музыкальной программы на Мотоярославец 2017 были заявлены стоящие хедлайнеры — хотелось увидеть полную программу Алисы, послушать КняZz, Глеб Самойлов и The Matrixx, поорать под Наив и Тараканы, тряхнуть стариной под Арию и Мастер. Любопытно было увидеть на сцене Нейромонаха Феофана. Интриговал заявленный флешмоб «Перемен», посвященный 55-летию Виктора Цоя.
С пафосом была описана мотопрограмма. Состязания-соревнования, удивительная техника, выступления каскадеров и исторические реконструкции... Я вроде бы пил не так сильно и вообще старался не сидеть «в домике», не за этим я сюда приехал. Однако я увидел просто гоняющие по площадке квадроциклы и мотоциклы, которых, к слову, было на байк-фестивале меньше, чем автомобилей. Какого-то скопления особенных произведений мототехники замечено не было, но отдельные экземпляры, все же, задерживали подле себя зевак. Среди чудо-поделок — перекроенные на свой лад грузовички, колясыч из Харлея и заметная издалека красная Волга-кабриолет.
Так что, на этом сказ о мотопрограмме так называемого байк-слёта, каким его некоторые себе видят, можно закончить.
Из грязи — к Князю
Музыкальная программа была полна десятками, если не сотней, имен и названий, выступления проходили на двух сценах. Случились и некоторые казусы, например, Глеб Самойлов в измененном состоянии забывал слова песен, с которыми выходил на сцену несколько десятилетий — но это не так страшно, легендам можно, да и публика сама допоет. Все это можно простить Глебушке уже за то, что основная часть его лайн-апа состояла из песен Агаты Кристи, а не Матрикс, репертуар которого знаком лишь тинейджерам да ярым фанатам. А я из тех, кто толкался у сцены на Агате еще во времена — нет, не «Опиума», а еще виниловой пластинки «Коварство и Любовь».
Респект хочется выразить и Князю, который порадовал обилием песен КИШа, словом, то, что надо рок-фэну, чья юность прошла в 90-е.
Кинчев весьма достойно отыграл, что, в принципе, уже регулярная практика, после того как Константин Евгеньевич несколько сменил свой образ жизни. И что приятно — на Малоярославце он выступал, наконец, не утром, что обычно делает на том же Нашествии. Музыка Алисы ну никак не для утра, а уж тем более после бурной ночи под алкоголь. Выступая утром, почти трезвенник Костя находится совсем не на волне настроения публики. После заката, со светом и дымом, его творчество заходит куда эффектнее.
В какой-то момент дождь, все же, накрыл собой размеренное житие лагеря и внес значительные коррективы в программу выступлений, которая сильно сдвинулась глубоко в ночь. Из-за безопасности, на некоторое время концерт был прекращен, а малая сцена так и вообще в какой-то момент обесточена, потому что крышу ее сломало ветром и из того, что от нее осталось, вода могла потоком хлынуть на музыкантов. Сильный сдвиг программы привел к тому, что рассвет мы встречали под бодрые песнопения Нейромонаха Феофана, заявленного еще на поздний вечер. Надо сказать, что это было по-своему замечательно, ведь фестивальное утро со столь бодрящей музыкой — что может быть лучше? Только, вместо того, чтобы «поле притоптать», приходилось утрамбовывать слой мусора.
Чача Иванов с Наивом, помимо пения песен, сыпал оппозиционными высказываниями и подумалось, что такое он может себе позволить только на этом фестивале, не подмятом под «большого брата». А вот энергетики Чаче не достает, видимо вся она ушла, например, Сиду с его Тараканами. Огонька Наиву явно не хватало. Но на Тараканах был праздник и заводилово! Впечатлила Lori!Lori!, блондинка-живчик Мария Соколова очаровала и взбодрила уставших за день тусовщиков, слушать и смотреть эту группу интересно — а это дорогого стоит.
Интрига с флешмобом-посвящением Цою, на котором должны были сыграть одновременно тыща музыкантов, понятно, что была гиперболой и такое позволить себе вряд ли способен даже крупный европейский опен-эйр. Однако все получилось весьма бодро, и пусть кое-где не складно, ибо вряд ли была возможность отрепетировать «Перемен» большому числу музыкантов разных групп. Но на флешмоб это было похоже и все, кто собрались на сцене, вложились на полную катушку!
Песочный трибьют Ксении Симоновой в память о В. Цое, созданный в рамках флешмоба для показа на фестивале:
«Розовый вечер» на байк-фестивале
Еще одной безумной затеей стало приглашение на юбилейный фест группы Ласковый май. Да-да, это были «Белые розы» и «Розовый вечер» на рок-фестивале, для публики в рваных джинсах и косухах. Но ныне эти песни воспринимаются как ностальгические грезы по детству и своего рода стеб, особенно, когда это тусовка под открытым небом на несколько дней. Кто помоложе — прикола не понял, но за этот экскурс в 80-е оргам спасибо. Конечно, там не было Юры Шатунова, ныне Ласковый Май — это только Андрей Разин, основатель легендарного бойз-бенда, ему принадлежат все авторские. Пел сам Разин и другие вокалисты, имеющие отношение к группе. Слышны были выкрики «Фонограмма!»... Но у Ласкового Мая никогда не было фишкой петь вживую, так что все в традициях. Хотя, возможно, что-то Разин и попробовал исполнить «под плюс»... На концертах рок-групп сразу слышно, где фанера, а где что, а в этих сортах... меда я не разбираюсь.
Приятным сюрпризом стало появление на сцене Электроника и Сыроежкина, самых настоящих, актеров главного фильма нашего детства «Приключения электроника». Они не спились, не рассорились и не «свалили» и продолжают сниматься в кино. У зрителей Малояра появилась возможность лицезреть воочию братьев-близнецов Юрия и Владимира Торсуевых, им ныне чуть за полтинник и выглядят они прекрасно.
Как звук?.. Этот вопрос всегда вызывает споры. Звук на главной сцене был в целом неплох. На малой сцене — у кого как, видимо тут зависело от самих групп, насколько они умеют строиться и вообще играть. Сама же малая сцена оказалась местечком приятным: поскольку давки нет, можно было слушать музыку, просто лежа на траве с пивом и не бояться быть затоптанным вдруг промчавшим татаро-монгольским игом. Лучший релакс у меня случился под группу Шутки, весьма креативные ребята и очень хорошо создают атмосферу для летнего фестиваля на лоне природы.
Чем еще интересен Мото-Малоярославец?
Тем, кто решит отправиться в следующем году на мото-рок фестиваль близ Малоярославца, рекомендую прогуляться по окрестностям, природа в Калужской области просто волшебная. Вырвитесь за пределы фестивальной площадки и прокатитесь здесь. Сам город очень красивый и богат историей: четыре храма, Черноостровский монастырь, музей войны 1812 года, панорама Малоярославецкого сражения, множество исторических памятников, выставка военной техники.
В завершении своего поверхностного обзора не стану морализаторствовать, указывая организаторам на ошибки, они и сами все знают, а выражу надежду, что байк-фест в Малоярославце будет продолжаться и развиваться, ведь опен-эйров в России ныне множество, но не каждый их них уникален, что можно сказать о герое нашего повествования.