Состоялась пресс-конференция по рок-опере «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты»
На встрече с журналистами выступили:композитор Алексей Рыбников, автор поэтического либретто поэт Павел Грушко, сценограф нового спектакля художник Теодор Тэжик, режиссер Александр Рыхлов, автор аранжировок,
Алексей Рыбников рассказал о том, что является не только автором, но и художественным руководителем всего проекта. «Хочу подчеркнуть: „Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты“ — это не частная антреприза, это госпроект — сообщил Алексей Львович. — Мы начали подготовку к нему два года назад, она шла тяжело, мучительно, мы долго искали главных героев. Всех, кроме Сандлера: будучи знаком с ним не одно десятилетие, я знал, что эту роль сыграет только он. Дима Колдун случайно зашел к Четвергову, я увидел его и понял, что это Хоакин. Милый, застенчивый парень, каким и был наш герой вначале. Поначалу Дима не чувствовал себя драматическим героем, однако в работе с Рыхловым у него все начало получаться. О Светлане Светиковой могу сказать, что ее образ на ТВ обманчив. Такую я бы ее никогда не пригласил, ведь Тереса — глубокий, трагический образ. Но я увидел, как искренне она работает на записи — стали пробовать роль, и у нее получилось. Так что главных героев мне послала судьба. Остальные актеры сформировались в нашем театре, где уже ставились спектакли „Красная Шапочка“ и „Буратино“. Они учились, Жанна Шмакова бесконечно работала с ними по пластике. Наш
Павел Грушко, сценограф: «Хоакин Мурьета — это латиноамериканский Стенька Разин. Неруда в предисловии к своей драматической кантате о нем написал: „Я был бы рад, если бы он был чилийцем“. Его жена считала, что эти стихи можно играть в театре. Он разрезал их и отдал хору. Правда, у него ни разу не появляются ни Хоакин, ни Тереса. О них только рассказывается. В 1976 году я перевел драматические стихи „Сияние и Смерть Хоакина Мурьеты“ Неруды на русский язык. В таком виде, с музыкой Бориса Рычкова это было поставлено в Драматическом театре им. Лермонтова в Ставрополе; нам, кажется, даже Горбачев жал руки. С Захаровым мы жили в одном доме — кооперативе „Молодежь театра“, там же, где и Анчаров, Визбор. Над Марком и его театром в это время сгущались тучи, не знаю, что было бы с „Ленкомом“, если бы не „Хоакин“. Аверинцев говорил
В „Ленкоме“ вещь не принимали 11 раз! Эти люди приходили, молча смотрели и уходили, а потом вызывали к себе, и начиналось… Требовали, например: уменьшить „патологизм смерти Караченцова в сцене изнасилования“, убрать проституток, удлинить платья, усилить борьбу народа… В конце концов мой текст зажил своей жизнью. В прошлом году в техасском Арлингтоне прошла премьера балета „Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты“ — они танцевали под запись с нашей пластинки! С титрами. Причем там же рейджеры-американцы „плохие“, но публика все правильно восприняла. Это же больше экзистенциальная вещь, о жизни и смерти, чем о социальных проблемах».
Дмитрий Четвергов, музыкант: «Моя группа работала в массе проектов — опыт позволил целиком пересмотреть музыку в направлении лаконичности. Там много всего, все жанры соединились — иронические вещи, романтические баллады, джаз, от симфо-рока до жесткого
Света Светикова, исполнительница роли Тересы: «Мне не верится, что я сижу сейчас за одним столом с такими людьми. В 8 лет я впервые выступила с песенкой Красной Шапочки, написанной Алексеем Львовичем Рыбниковым. Моя мама, бывшая в молодости певицей, плакала от того, что я буду петь Тересу — она и не мечтала об этом. Для меня эта работа — прикосновение к
Дмитрий Колдун, исполнитель роли Хоакина: «На сцене я всегда искал внутреннюю гармонию, искал творчества. И, наконец, нашел. Я увидел в произведении Алексея Львовича то, к чему стремился с самого детства. Это гениальная музыка со всеми чертами, присущими настоящему произведению искусства. Произведение очень эмоциональное, а я — человек закрытый. Но я уверен, все получится. Если бы не был уверен — не рисковал бы».
Игорь Сандлер, исполнитель роли Смерти: «Для меня „Звезда и Смерть“ начались в 1981 году, когда я работал в группе „Интеграл“. Грамматиков пригласил меня сниматься в фильме, где Смерть играл Александр Филиппенко, а я — рейнджера. Я уже тогда был с голой головой, а Филиппенко это у меня „содрал“. А на меня пришлось надеть шляпу, чтобы не было двух одинаковых голов… Эта
Александр Рыхлов, автор аранжировок: «Это очень сложное, эмоционально сильное произведение, здесь нет ни одного проходного номера. Взявшись за работу, я искал систему координат — и нашел: надо делать спектакль в любви и согласии. Во время репетиций я ни разу не повысил голос».
Журналисты задали участникам пресс-конференции много вопросов.
- Каков бюджет спектакля?
Алексей Рыбников: «Деньги выбивали очень тяжело. Комитет по культуре Москвы дал больше, чем дает обычно. Но это примерно в 10 раз меньше, чем на „Монте-Кристо“. По московским меркам мало — на все 8 миллионов рублей. Крайне скромно. Со спонсорами вышла осечка
- Какова главная мотивировка ремейка?
Алексей Рыбников: «Это неверная постановка вопроса. Надо спрашивать: почему этого спектакля не было все эти годы? Ведь он идет во многих городах России. А в Москве — таинственно исчез. Интернет-форумы показали, что у него до сих пор много поклонников».
- Но у вас же свой театр…
Алексей Рыбников: «Труппа не была достаточно подготовлена, нужен был режиссер и команда. Музыкальные спектакли мало кто ставит. И актеров нет, и продюсеров, и режиссеров. Мы воспитали труппу на „Буратино“ и „Красной Шапочке“».
- Вы настаиваете на том, что «Хоакина» категорически нельзя называть мюзиклом?
Алексей Рыбников: «В
Вопрос Свете Светиковой:
- В чем для вас главное отличие от мюзикла?
Света Светикова: «Все здесь эмоциональней, масштабней, меньше „мультипликационности“. Для меня удивительно первый раз в жизни чувствовать себя драматической актрисой, переживать, плакать, умирать. В сцене агонии Тересы, где уже действует ее дух, мне сперва хотелось другого звукоизвлечения, но потом я впала в истерику — мне казалось, это невозможно сделать, но все получилось. Для меня определенное удовольствие все это переживать. Но переживание очень тяжелое. Я не профессиональная актриса, я не могу это наиграть, я живу своим сердцем, это трудно».
Алексей Рыбников: «Не надо думать, что спектакль — сплошной грохот. В нем много лирических, тихих мест, все построено на контрастах, и Свете не приходится перекрикивать
- Означает ли выбор режиссера, что спектакль будет скорее не театральной, а эстрадно-массовой постановкой?
Алексей Рыбников: «Рыхлов — художник видео-арта, сейчас выставляется в Лондоне, номинируется на премию Кандинского. Он физик и художник. Ставил много концертных программ. Мне импонирует нестандартность его мышления. Он мыслит другими категориями. А музыкальных режиссеров у нас вообще сейчас нет».
- Есть информация, что у вас совместный проект с Карденом, который ожидается к премьере «Звезды и Смерти»?
Алексей Рыбников: «Получилось так, что день рождения я справлял в замке Кардена — бывшем замке де Сада. Там есть театр под открытым небом на 1000 зрителей, где идут классические оперы. Он хочет
- Какова прокатная судьба спектакля?
Алексей Рыбников: «То, что мы сейчас покажем, — это презентация проекта, а не начало коммерческого проката. Активно ведем переговоры о гастролях. В некоторых городах
Вопрос Дмитрию Колдуну:
- От чего вам пришлось отказаться ради этого проекта? И что вы планируете дальше?
Дмитрий Колдун: «Если бы это был мюзикл, я бы, наверное, не смог участвовать. Для меня это не органично. А
Дмитрий Четвергов: «Дима сам пишет песни, замечательные, он в них очень органично, полно раскрывается…»
Вопрос Алексею Рыбникову:
- Как возник образ Смерти? Каков он у вас?
Алексей Рыбников: «Мне было 25 лет, когда я впервые написал Концерт для струнного квартета и оркестра — „Песни и пляски смерти“ под влиянием Мусоргского. Но здесь это образ демонический, это разрушающая сила, провоцирующая людей на убийство друг друга. Она рада, когда ей это удается. У нас это только носитель зла».
Вопрос Игорю Сандлеру:
- Долго ли вы вживались в образ?
Игорь Сандлер: «Смерть — это не страшно. Это просто переход в другую субстанцию. Может быть, там вообще лучше, чем здесь».
Из истории
В середине
Сейчас постановщики
Краткое содержание
Это давняя история славного разбойника, бесстрашного и справедливого Хоакина. В период «золотой лихорадки» в середине XIX века, мечтая разбогатеть, Мурьета направляется из Чили в Калифорнию. На корабле Хоакин встречает ставшую его Звездой Тересу, и друзья венчают пару. В Америке у чилийских эмигрантов возникает конфликт с местными поселенцами. После смерти Тересы Мурьета становится разбойником и мстит за поруганную честь жены, однако в финале гибнет от рук американских солдат-рейнджеров.
Любовь уничтожена людской злобой, золото обращается в прах, мечта о счастье утоплена в потоках крови. Хоакин любил и мстил за поруганную честь… И память о нем живет в сердцах людей.
Премьера