Машина времени — «Time Machine»

 

19 марта 2007 года

Этот альбом Машины Времени был записан на лондонской «Abbey Road». Причем не без участия непосредственно музыкантов группы и их ближайшего окружения сей факт стал основным элементом его рекламной кампании. Трудно сказать, насколько оправданным был этот ход. Возможно, теперь многие будут ждать от этой работы чего-то необычного. Неважно, чего — но уж никак не того, что это просто еще один неплохой альбом Машины Времени. Добрая половина материала альбома настолько напоминает более ранние работы «машинистов», что впору задать вопрос — уж не самоцитированием ли занялись музыканты группы на старости лет?

Повествовательная баллада «То, Чего Больше Нет», несмотря на коллективное авторство и стилизацию под позднего Марка Нопфлера (аккордеон — Викс Викенс из группы Пола МакКартни), с равным успехом могла бы появиться и на любом сольном альбоме Андрея Макаревича. Как, впрочем, и переполненная струнными «Простите». Психоделическая «Слива» с перезвоном ситара и гипнотически-монтонными барабанами Валерия Ефремова а-ля «Kashmir», имеет некий налет китча. По счастью, он куда легче, нежели в аналогичной по замыслу и совершенно непотребной в итоге «По Дороге В Непал». Ну, а «Небо Напомнит» — очередная попытка создать рок-н-ролл с текстом поучительным, как басня. Даже на предыдущем альбоме «Машинально» имелся схожий по смыслу и звучанию номер «Не Повод Для Слез». А уж если вспомнить «Медленную Хорошую Музыку»…

Не стал исключением и радиохит «Улетай». Это типичная среднетемповая вещичка Машины. Своего рода улучшенная версия «Поворота» и «За Тех, Кто В Море». В истории она останется главным образом благодаря гитарным партиям продюсера Хэймиша Стюарта (также игравшего с Полом МакКартни). Текст шероховат. Во втором куплете улетать предлагается «от ползущей с востока войны». Но, судя по припеву, на все тот же восток: «На рассветном небе ждет твоя звезда Если ты там не был — значит, нам туда!» К тому же рифма «небо — не был», не только уже использовалась Макаревичем в не столь давней балладе «Круги На Воде», но и сама по себе к настоящему моменту затаскана вусмерть всеми кому не лень.

А вот с имеющимися на альбоме песнями Евгения Маргулиса все не так просто. Сам по себе «Старый Самолет» — прост как три копейки, и напоминает не столь давние работы того же автора «По Барабану» и «Дип Пёпл Ин Рок». Однако в сочетании с пронзительной балладой «Новая Весна Тебя Убьет» и звучащим ближе к концу альбома соул-номером «Ангел», он рождает любопытную концепцию. Вчера ты еще посмеивался, покряхтывая, над собственной старостью и дряхлостью — но вот уже под весенним ветром надсадно скрипят твои проржавевшие растяжки, и ты с ужасом понимаешь, что будущего у тебя, скорее всего, нет. Но так то земное будущее! А вот стать крылатым существом астрального плана отяжелевшей с годами железной птице, похоже, вполне по силам. Собственно, музыкальное решение, хотел автор этого, или нет, под стать. Сперва — небрежно ленивый старческий рок. Потом — сгущение мрачной атмосферы, в которой, как в киселе, болтаются отвалившиеся друг от друга инструментальные партии. И наконец — торжественная, как религиозный гимн, оркестровая кульминация, символизирующая перерождение героя. С этой точки зрения можно рассматривать весь альбом, как набор переплетающихся параллельных сюжетов. И тогда на свои места встает если не все, то очень многое. Например, «То, Чего Больше Нет» в сочетании с обильно оркестрованной «Пой» — тоже своего рода законченная история, в которой на смену покидающему этот мир рыцарю гитары приходит новое поколение.

Заядлые битломаны, «машинисты» тем не менее, нечасто заряжают собственные сочинения битловским настроением. По счастью, на «Time Machine» им это удалось как минимум один раз. Шуточный «Кил-Бил» вызывает стойкие ассоциации как минимум с двумя песнями Beatles периода «белого альбома» — «The Continuing Story Of Bungalow Bill» и «Rocky Racoon». Такой же отвяз плюс отсутствие боязни выглядеть несерьезно. Великолепный номер. Общая звуковая картина «Time Machine», что совсем уж интересно, не слишком отличается от тех, что все последние годы создают сами «машинисты» на собственной студии. Если тут и имеются какие-то отличия в лучшую сторону, то, заметит их, пожалуй, лишь специалист высокого полета. Стоило ли вообще мотаться в Лондон? Видимо, все-таки да — если смотреть на это с точки зрения приобретенного музыкантами опыта. Учиться никогда не поздно. Возможно, следующая работа Машины Времени будет записана по месту обитания, и при этом превзойдет эту качеством звука на порядок. Александр Кутиков — прекрасный звукорежиссер. Насмотревшись на западные чудеса, он легко сможет теперь соорудить собственную «Abbey Road» на какой-нибудь из московских улиц.

Источник zvuki.ru

#