Старый приятель — Паринама
Существует распространенное мнение, что на советском и постсоветском пространстве самой популярной рок-группой были и остаются The Beatles. Даже если и так, то, судя по отечественной рок-музыке (в миру называемой «русским роком»), нашим музыкантам все-таки ближе Боб Дилан с его вербальной перенасыщенностью, а если еще точнее — то и сам Роберт Смит, с его духоборческим самокопанием прямо по заветам персонажей Достоевского.
Тем не менее были у нас в СССР и свои «битлы» — здесь сразу на ум приходит ленинградский бит-квартет Секрет. Однако сей замечательный коллектив, претерпев ряд трансформаций, в 1996 году фактически распался, и падающее знамя «битло-эстетики» подхватила новая московская группа Старый приятель. Надо сказать, что было бы как минимум невежливо, а то и вовсе некомпетентно ограничивать как Секрет, так и Старый приятель форматом «русской битло-группы», ибо эти музыканты записывали достаточно самобытный по содержанию авторский материал. Тем не менее, как все мы вышли из гоголевской «Шинели», так и мелодии Старого приятеля безусловно были вдохновлены творчеством тандема Леннон-Маккартни. Сей факт слушатели позитивно оценили, услышав дебютный альбом группы, а песни «Новый день календаря» и «Московская любовь» стали действительно народными радио-хитами.
Пронеся сквозь «лихие девяностые» и «застойные нулевые» и, самое главное, сохранив необходимые задор и энергию, группа Старый приятель во главе с бессменным фронтменом Александром Зарецким продолжала записывать новые треки. На примере альбомов «Все в нас» (2008 г.) и «Планета+» (2010 г.) было интересно проследить за эволюцией коллектива — песни зазвучали современнее, а инструментальные и вокальные аранжировки стали еще разнообразнее.
В очередной раз переосмыслив окружающую действительность, Старый Приятель в ноябре этого года выпустил новый альбом под названием «Паринама», что в переводе с санскрита (учитывая многогранность этого древнего языка) означает «изменения», «необратимые перемены» и даже «путь к зрелости». Как утверждают сами музыканты, новая запись посвящена «трансформации человека, проходящего многочисленные жизненные этапы, именно по этому принципу и расположены треки на этом диске».
Первый трек под названием «Блю» с первых нот удивляет своим гитарным «оазисовским» напором. Однако в плане смены гармоний песни Старого приятеля все-таки будут позаковыристее, тем более в записи «Паринамы» участвовал Владимир Корниенко, он же «Корней», изобретательный инструменталист и требовательный аранжировщик. Также в «Блю» хочется отметить интересный вокальный бридж — наконец-то дух Брайана Уилсона начинает немного озарять наши сумерки.
Следующая песня «Выходные» — очень мелодичная и душевная баллада. Можно сколько угодно говорить про скрупулезную студийную работу и упоминать имена «битлов» всуе, но если нет хорошей мелодии (которую, по выражению Джорджа Мартина, можно наиграть хоть одним пальцем) — то и песни самой по сути нет. В «Выходных» же припев красивый, лирический, запоминающийся, и самое главное — ему так и хочется подпеть, а это, пожалуй, самое главное.
Далее идет своеобразный парафраз «Penny Lane» от Александра Зарецкого, а точнее песня про улицу Новаторов, где и прошло детство главного героя. По аранжировке получился вполне себе аутентичный хит советской эстрады, но не громоподобно-комсомольский, а задорно-свинговый в традициях Юрия Саульского и Арно Бабаджаняна. Это же подчеркивает яркая партия брасс-секции, кстати, в интернете можно найти «Новаторов» в виде дуэта с Алексеем Кортневым, который по стилистике вписался абсолютно гармонично.
Следующая песня под романтическим названием «Люди летают», пожалуй, лучший номер на новой пластинке — великолепная запись и грамотно продуманная аранжировка с использованием рождественских колокольчиков и бэков в духе «Mr. Sandman», вкусных гитарных партий и вокального многоголосия на уровне Electric Light Orchestra. И пускай последовательность аккордов припева очень любима так называемыми брит-поп-исполнителями (вспомним и «Strong» Робби Уильямса, и «оазисовский» «All around the world», да и что там греха таить — реюнион-трек Секрета «Ничего не исчезает») — но «Люди летают» действительно звучит по-западному фирменно и плотно, ну а слайд-гитара а-ля Джордж Харрисон под такую гармонию появляется просто как родная.
После подобного монументального гимна следующий лирический трек «Так проще» приятно разряжает обстановку, а припеву хочется подпеть тем же битло-фальцетом. Следующий «жизненный этап», песня «Глупец» — радостный марш, посвященный наивности и безмятежности, и по настроению опять кажется, что вот-вот появится узнаваемый голос, а точнее многоголосие Джеффа Линна.
Вполне логично, что после такого заряда оптимизма звучит умиротворенная «Выпал снег». В пресс-релизе к «Паринаме» указано, что песня «Блю» записана «в духе сольного Леннона», однако именно «Выпал снег» ассоциируется с сольным творчеством Джона — благодаря интересной и нестандартной смене гармоний и особенно мелодическим интонациям припева прослеживается что-то очень неуловимое, но безусловно ленноновское.
Ну а вступление песни «P.S. (Перламутровая степь)» заставит биться чаще сердце не одного меломана — прекрасное вокальное многоголосие, которого мы практически и не слышали на наших родных рок-просторах, несмотря на хваленую русскую распевность. Здесь же отметим неизменно мелодичный припев и в очередной раз похвалим за содержательный грамотный звукоряд и нестандартные инструментальные бриджи. Послевкусие от этого трека прекрасно дополняет лирическая «Часто звонишь по ночам» с запоминающимся вокальным рефреном и всепоглощающей грустью.
Если, как утверждают музыканты Старого приятеля, альбом «Паринама» фиксирует различные жизненные этапы человека (этакий «A day in the life» — но в расширенном формате), то ближе к концу нового релиза, в песне «Против ветра» драматизм и меланхолия логично нарастают. «Против ветра, что меня ждет здесь через тысячи лет?» — эти строчки поддержаны красивой партией струнной секции; скрипки, альты и виолончели здесь создают необходимое задумчивое настроение и даже некоторый адекватный пафос.
Два заключительных номера получились иными по духу — чувствуется, что под финал альбома музыканты провели некий водораздел и решили завершить повествование новым звучанием. Так, песня «Воспитание» удачно эскплуатирует индийские рага-мотивы и звучит в лучших традициях группы Kula Shaker, а финальная «Кислород» (весьма напоминающая боевик «Driving South» от The Stone Roses) по аранжировке звучит достаточно жестко и отличается социальным текстом, на контрасте с предыдущей лирикой: «Моя страна — большая рыба, от Москвы до британских морей, голова хвостом виляет лениво и плывет, куда надо лишь ей». Таким образом, песня «Кислород» не просто завершает альбом на актуальной ноте, но и ставит интригующее многоточие в дальнейшем исследовании наших реалий.
В целом концептуальность «Паринамы» кажется несколько условной, но то, что необратимые изменения, причем к лучшему, произошли в музыке Старого приятеля — это факт. В первую очередь хочется отметить перфекционистский подход к записи и аранжировкам — песни действительно приятно и интересно слушать, попутно разгадывая отдельные инструментальные и вокальные партии. Но самое главное, что всё это звучит уместно и со вкусом — музыканты сочиняют и играют по-западному не потому что «так надо», или так «модно», а потому что они так хотят и, самое главное, умеют.
Послушать пластинку можно на сайте Яндекс Музыка.