Вася Обломов — Стабильность (2012)
Надо сказать, что форма воплощения зачастую определяла музыкальное содержание — например, когда в 50-х годах в ходу были синглы, небольшие пластинки на одну-две песни, рекорд-индустрия была нацелена в первую очередь на производство ударных хитов, танцевальных и легких для восприятия. В 60-х и 70-х годах, когда популярным форматом стали полнометражные пластинки, начали выходить эпические и концептуальные рок-работы, а многие группы принципиально отказались от выпуска синглов.
В наш век всеобщей интернетизации мы вернулись по сути к эпохе синглов, а точнее роликов на ютубе. Просто так новую рок-оперу никто слушать не будет, а заценить по приколу небольшой ролик — да пожалуйста. Только теперь чисто танцевальные вещи никому не интересны, нужен именно прикол, зацепка или в тексте, или в видео.
Благодаря данному формату родилась и новая генерация интернет-музыкантов, так называемый блог-рок — и отдельное место здесь занимает артист Вася Обломов. Нужно признать, что Василий Гончаров (который и творит под псевдонимом Пастернак Вася Обломов) умело дистанцировался от остальной интернет-братии, не стал маргинальным артистом для малолеток или эпатажной однодневкой, а заявил себя как серьезный артист с разнообразным репертуаром и разносторонним месседжем. Понятие «серьезный» здесь конечно относительно, потому что песни у Обломова в первую очередь ироничные.
Первый альбом «Повести и рассказы» показал, что у Васи есть еще интересные песни, помимо «Магадана» — так что назвать Обломова автором одного хита (на что он иронично обращает внимание в своих текстах) вряд ли получится. По стилистике творчество Васи сложно определить — это однозначно не традиционная рок-музыка, но и не хип-хоп. В хип-хопе важно искусство читки — расстановка акцентов, дыхание, многогранная игра с рифмами, динамика голоса, Вася Обломов же по сути равномерно и без изысков читает свои стихотворения под музыку, которая служит здесь лишь инструментальным сопровождением. Тем интереснее узнать, каким получится у него второй альбом — необходимо было развиваться, уходить куда-либо в сторону, и надо сказать, что у Васи это получилось.
Вообще для Василия Гончарова Вася Обломов — очень удобная маска, альтер-эго, можно творить что хочешь, писать стебные тексты и не менее стебную музыку, объясняя это рамками и правилами игры своего персонажа. Самоирония — главное качество для подобной музыки, и первая песня «Корпоративная» на новом альбоме это показывает. Как бы отвечая своим возможным оппонентам «Да он достал свой Магадан по корпоративам играть», Вася говорит «Да, играю по корпоративам, да, играю Магадан — так вам это только и нужно, и посмотрите на себя со стороны, как вы мерзко выглядите».
Вторым треком идет «Пока, Медвед», также аудиотрек с популярного ролика при участии Васи Обломова, Ксении Собчак и Леонида Парфенова. Надо сказать, что это творческое трио вполне состоялось, недаром на новом альбоме целых три подобных трека. Эта песня показывает современную конъюнктуру — необязательно быть первоклассным музыкантом или вокалистом, чтобы публика тебя оценила. Собчак и Парфенов читают текст достаточно неважнецки, Обломов на их фоне смотрится как Dr. Dre — но тут главное не исполнение, а текст. Надо сказать, что если первый альбом Васи был наполнен социальной сатирой, то теперь эта сатира стала однозначно политической — озвучиваются конкретные имена, музыкант апеллирует к конкретным политическим деятелям, называя вещи своими именами и даже используя нецензурную лексику. Если ранее Василия звали на концерты Первого канала и сатира его была достаточно обтекаемой, то теперь Обломов однозначно встал по эту сторону баррикад и эзопов язык его уже вряд ли устраивает — «Дмитрий Анатольевич, нам вас жалко... тихо стояли вы у руля, и нами не правили даже и дня».
Тем более сильное впечатление производит следующая песня «Намедни» — по большому счету песни Обломова делятся на сатирические и лирические, и «Намедни», пожалуй, самый искренний текст на новом альбоме. Никаких насмешливых аллюзий, а только сожаление — «сдают нервы, и я тоже понемногу сдаю, все больше говорю в песнях и меньше пою, и думать о судьбах Родины я тоже устал, здесь хорошего финала мне никто не обещал».
Четвертый трек «Правда» — опять в составе трио, но уже в компании профессиональных и именитых музыкантов — Шнура и Noize MC. Интересно, что у каждого своя манера исполнения — Вася читает текст, Шнур по дворовому пропевает, ну а Noize MC уже дает настоящего хип-хопа как полагается. Правда на самом деле очень проста — «Любит наш народ всякое гавно», что автоматически лишает оппонентов возможности критиковать данную песню.
Следующий трек «Свадьба» — один из интереснейших на альбоме, описывающий нелегкие будни жениха, готовящегося зарегистрировать ячейку общества — никакой политики, только суровая российская действительность. А вот в «Рэп-молебне» Вася затронул скользкую тему современного православия в России (при участии тех же Собчак и Парфенова) — здесь припомнили и Pussy Riot, и критику блогеров, и часы патриарха, и нано-пыль — в общем, как говорится, «сатирические куплеты на злобу дня». «Я шагаю по Москве» — более лирический номер, тягостные думы о новой Москве, пробках, стройках и душевной пустоте — «в съемных квартирах проходит жизнь и вот исчезают надежды, в Москве тяжело и бессмысленно жить, Москва не такая, как прежде».
Далее идет трек «Хiй» из популярного проекта «Гражданин поэт», здесь автор текста Дмитрий Быков, и это чувствуется — лексика разнообразнее, эпитеты побогаче, рифмы поинтереснее, но номер из-за этого воспринимается достаточно громоздко. По сути это то же прочитанное стихотворение под аккомпанемент, однако текст весьма интересно и остроумно описывает роль Юлии Тимошенко в современной истории и вообще взаимоотношения Украины с Россией.
Небольшая интермедия «Ми-ми-ми» — не возглас умиления, а всего лишь три ноты «ми», чуть бы обрезать трек и можно было повторить рекорд группы Napalm Death с их бессмертной полуторасекундной «You Suffer». Далее уже известное нам трио Обломов-Собчак-Парфенов (прямо ОСП-студия) обращаются непосредственно к самому ВВП — «никто не выполняет ваши обещания, вас разводят как лоха на каждом шагу... армия загибается, не работают законы». Как говорится, эти слова да ВВП в уши! Как пишут слушатели в сети, в новом альбоме Обломова «стало больше политоты, и она потолстела» — и с этим трудно не согласиться. Зато четко расставлены акценты, и имеющий уши обязан услышать.
Следующий трек, на которую был снят ролик для ютуба, называется «Поганенький у нас народ», здесь автором текста выступил Леонид Каганов. Текст — все та же остросоциальная сатира: «Поганенький у нас народ, коварный, как гастрит. Он нам с телеэкрана лжет, он беспредел творит. Все деньги, что дает им власть, кладет в карман народ. На них потом гуляет всласть и ездит на курорт. При этом думает народ, что все ему должны. И между прочим, так и ждет, чтоб съехать из страны».
Жирную точку альбому ставит песня «Жаль», где уже окончательно исчезают ухмылки и ирония, а остается беспросветная грусть и недоверие к окружающей действительности. Возможно, что-то когда-то и станет лучше — но, как писал Некрасов в письме под названием «Железная дорога», «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе».
В качестве бонусов идут «Правда», исполненная Васей Обломовым без приглашенных гостей, «Ритмы окон», перезаписанные специально для фильма Духless и, чтобы жизнь медом не казалась, «Магадан» (как известно, шутка повторенная дважды — в два раза смешнее).
В целом Васе Обломову было что сказать на втором альбоме, тексты стали злее и более адресными и конкретными, все актуальные современные реалии замечены и художественно отражены, творческих союзов также стало больше. Конечно, альбом не воспринимается цельной работой, существует некоторая мозаичность, но это, как говорится, специфика жанра и времени — никто и не требовал от Васи новый The Wall.
Можно адекватно воспринять этот альбом, если абстрагироваться от него как от музыкального продукта и воспринимать как социально-культурологический феномен, ну не будет же никто в самом деле писать партитуры к этому альбому или искать «эоловы каденции» в коде «Пока, Медвед». Как бы мы не хотели — это действительно отпечаток эпохи, пусть специфический и не для всех приемлемый (вряд ли это та запись, которую хочется слушать по кругу), но ознакомиться с ней весьма любопытно.
Интересно, куда далее вывезет творческая кривая Васю Обломова — или надо уже действительно идти в политику и делом доказывать, что приблизить «пору прекрасную» можно своими поступками, или пойти на некоторую смену концепции — возможно развить инструментальную составляющую или глобализировать идеологическую направленность проекта.
Как говорится, человек есть то, что он ест — и пусть хулители творчества Васи Обломова обоснуют, в чем конкретно он не прав в своих текстах, ну а музыка приложится.