Чебоза сделала себя
Роман Сысоев
18 мая 2008 годаСамый объемный отзыв (рецензия) на новый альбом группы от человека, знающего Чебозу с самого первого концерта.
Вынесенная в заголовок фраза — не пафосный лозунг, а констатация факта: во-первых, ростовско-московская (теперь уже) группа Чебоза сделала альбом, который назвала именем группы, во-вторых, новой пластинкой Чебоза «сделала» свой предыдущий альбом «К Востоку от Гринвича» в том смысле, что по звучанию — качеству записи и креативности аранжировок, текстам и вокалу, «Чебоза» выглядит на несколько порядков привлекательнее.
Писался альбом в студии, где пишутся разротированные отечественные исполнители и «Чебоза» им в звучании ничуть не проигрывает. Разница только в том, что у наших героев процесс записи шел долгие месяцы — конечно не без перерывов и пластика стала результатом кропотливого труда и финансовых вложений, хотя некоторые песни, точнее партии инструментов и писались, как рассказывал лидер группы Василий Гончаров «гаражом». Многим мелодиям и даже аранжировкам мог бы позавидовать, скорее (и перекупить), какой-нибудь там Крис Мартин (например, «День»), правда, вот, насчет Боно утверждать не рискну. Впрочем, для завидующих, на альбоме — о чудо! — есть минуса песен, музыка без голоса, по-современному «караоке»*. Бери и пой. Надо сказать, странно, отчего же, действительно, в эпоху повальной популярности караоке-баров еще не все группы дополняют свой альбом минусовками (потом ведь корейцы наштампуют говенную фанеру на ионике). Так что, если, прогуливаясь как-нибудь по Лондону, поймаете Криса Мартина, напейтесь с ним в ближайшем баре, подсуньте диктофон и пусть споет под минус Чебозы — выйдет славно, и тогда все перестанут припоминать Чебозе Эминема с Dido, а будут знать, как авторов кавера Coldplay.
Некие критики и «простые смертные» уже поставили в упрек группе отсутствие на альбоме ударного хита, «хуковой» вещи. Да, «Отелей Калифорнии» на диске нет, равно как и «Васильков». Но если группы на планете поделить на те, кто делает хиты и кто их не делает, и последних отправить в Shift-Delete, то жизнь-то станет прескверненькая у меломанов. А телеканалы передерутся за пару десятков исполнителей. Однако, если всё же начать судить альбом как ныне модно коммерчески, то песни, которые могли бы звучать в эфирах, на пластинке есть — хотя на том же «Нашем Радио» принимающие решения «казнить нельзя помиловать» их не особо и слышали (может, и слушали, но не слышали). Ну, прежде всего это «Метро» — песня, написанная «гастарбайтером», но вполне близкая и жителю столицы, средь биомассы давки, порой, чувствующего себя в этом городе как «всем чужой». Ежели бы некий магнат вложил денег в крупную BTL-акцию по раздаче сингла «Метро» в специальной обложке в подземке, на следующее утро песня могла бы стать гимном столицы. Запоминается с первого прослушивания негромкая, но очень заметная «Незаметно», где вокалиста Гончарова поддержал Вячеслав Бутусов, голосом видавшего жизнь человека вторящий молодому Василию, что «жизнь проходит порой незаметно» — и вот такому дуэту из представителей разных совсем поколений веришь еще сильней. И если понятен прикол с минусовками, то неясно все же, для чего эта песня дублируется на пластинке уже без Бутусова. Было жаль денег, потраченных на запись вокала или так, для сравнения — вот он я в 20-ть с копейками говорю о жизни, проходящей так незаметно, а вот мы с «дедушкой» русского рока об этом — и как? Найди десять отличий? То же самое и о дубле «Не должен», спетой дважды — вокалистом группы самостоятельно и дуэтом с Сергеем Галаниным. И песня, надо сказать, очень галанинская. Вокалист Гончаров говорит, что она Галанину просто понравилась, вот Сергей и предложил исполнить вещь вместе, но кто ж тому поверит! Галанин, надо сказать, сам на дуэты падок, так что здесь музыканты просто нашли друг друга. Жаль Гончаров не был так хорошо знаком с Галаниным в момент, когда тот выпускал свой альбом дуэтов с российскими рок-звездами «Я такой, как все», не то бы непременно на знаменитую пластинку попал.
Песня на языке страны-вдохновителя — английском, на пластинке вполне уместна. «Goal!» — эдакий стеб-драйв от rock-superstar с вполне соответствующем стране-вдохновителю драйвом. Песня «Друг» — самая недрайвовая по саунду, напротив, очень тихая, с небольшим количеством слов и тут вспоминается строчка из Макаревича про «не кричал, а тихо-тихо пел». Когда есть, что сказать, можно петь тихо, так будет слышнее.
«Одинаково» — рассказ о самом себе, эдакий набор воззваний и кличей, вполне достойный цитирования в блоге какой-нибудь молодежной организации. Говорят, после этой песни количество запросов в Гугле на «Hustler» увеличилось. Даже Википедия сухо и будто стыдливо отмечает, что это «журнал Лари Флинта», а Гончаров громко воспевает Хастлер в припеве. И если журнал многие из нас, как и Гончаров, не читают, ну, хотя бы потому, что он в руки не попадается — да и что там читать — смотреть надо (!), то фильм о разделении мира на тех, кто «за», а кто «против» знает каждый. Забавная и неожиданная рифма Хастлер — Кастро, тоже в искренний зачет.
Пролондонский альбом имеет на себе песню… «Париж». «Увидеть и умереть» — это о нем. А я бы выбрал, в таком случае, все ж, Лондон. Может, потому что не был. А Гончаров был. А песня очень минорная. Каждый поймет по-своему. Красиво звучит акустическая гитара. Вокал тоже, вполне романтичен — включите песню своей девушке и, поверьте — оценит. А еще лучше включите ей «Не важно». Легкая и светлая песня с позитивным настроем, разучите партию на старенькой акустической гитарке и сыграйте ей теплой летней ночью у костра. И она вас никогда не бросит. Хорошая песня для саундтрека какого-нибудь молодежного кинохита, по типу «Питер FM», например. И женский бэк-вокал в песне есть, что придает ей небывалой «девушковости» и романтизма. В целом же и весь альбом вполне напевный, а как очень верно отметил как-то Дмитрий Ревякин из Калинового Моста — если песню можно и хочется спеть — значит, она удалась! «Что-то должно меняться, это еще не все» — слова припева. И это хорошие настроения, значит, автор песен видит свое завтра и в его рюкзаке еще немало идей. А то, что в жизни «переменный успех» — так это нормально. Нет в эфире «Васильков», но есть совсем другого толка альбом, не сливающийся с потоком выходящих ежедневно в родном отечестве фонограмм. А если открыть страницу Чебозы на популярном ресурсе Last.fm, программа скажет, что похожие на них исполнители это Animal Jazz, Сплин, Земфира, Мультфильмы, Дельфин, Пилот… Да, поклонники вышеназванных, вполне могут послушать Чебозу, но в том-то и дело, что конкретно ни на одного из указанных творчество группы-то и не похоже. И это уже немало и хорошо. А еще хорошо то, что группа не записала эту пластинку на следующий же год после выхода дебюта — чувствуется не штамповка, а взросление.
Не отметил я одну еще песню «На своей волне». Хороша для концертных выступлений, кои у Чебозы получаются достаточно яркими — музыканты-то не вчера инструмент в руки взяли и переиграли в различных коллективах, а кто-то даже в джазовых составах. Убедительно и ёмко исполнена строчка «я больше не играю в оркестрах, сэр — я зачехляю альт!» И чуть не забыл про открывающую альбом чебозовскую «Yesterday» — «(Точно так же как) вчера». Опять же, хороша для концертов, но слаба для слушания, да еще и для «открывашки». Лично я песню проматываю. Ибо знаю, что ждет впереди. Надеюсь, неискушенный слушатель не отложит пластинку сразу. Возможно, группа хотела сказать что-то текстом песни, как никак слушатель видел предыдущий релиз Чебозы аж осенью 2004-го года! Как объяснение с теми, кто уже знает группу, песня весьма правдива. Смысл почти тот же, что и в последующей, дополняющей её «Незаметно», потому стык получается очень логичный, хотя и излишне прорусски тоскливый. Вот песня «1000» открывавшая первый альбом, была «открывашкой» что надо!
Презентовав пластинку, группа не ударилась в частые выступления — то ли оттого, что в ротацию песни не пошли и сборов больших ждать не приходится, то в связи с тем, что лидеры группы — Гончаров и Мартишин перебрались жить в Белокаменную, а тут уж мороки теперь не то, что в теплой южной Донской столице…Отсутствие концертов печально, конечно. Так что, как говорится, «следите за рекламой»!
И ещё посмотрите на обложку. На первый взгляд она совсем не броская и черно-белая. Но рассматривать ее можно очень долго. Вот, пока смотрите, я, воспользовавшись моментом, и уйду. По-английски, само собой.
* Минусовые треки и оригинальные «недуэтные» варианты включены только в дорогое коллекционное издание.