В Москве показали «МКАД»
Андрей Городецкий
05 ноября 2012 года28 октября в лектории Политехнического музея, который ныне называется Политеатром, состоялся второй показ спектакля «МКАД: Забавные и грустные истории». Лекторий Политехнического музея уже около ста лет является культовой площадкой для встреч ученых, художников, музыкантов, поэтов — здесь кажется каждый кирпичик пропитан так сказать гением места. На другой площадке «МКАД» воспринимался бы совсем по-другому. МКАД в данном случае трактуется не как многим может показаться — Московская Кольцевая, а как аббревиатура по именам и фамилиям главных идеологов и действующих лиц — продюсера и радиоведущего Михаила Козырева и его коллеги по радио «Серебряный дождь» Алекса Дубаса.
По большому счету спектаклем этот проект назвать достаточно сложно. Проект сочетает в себе разножанровые составляющие: музыкально-литературный вечер, «капустник» или даже «квартирник». Импровизационные рассказы различных историй Козыревым и Дубасом разбавлены музыкальной составляющей — в общий настрой и атмосферу искусно вплетены выступления вокалистки Nouvelle Vague и в сопровождении гитариста — басиста. Необычность сему действию придает и аудитория лектория Политехнического музея: амфитеатрально расположенные парты с по-советски скромными и вертикальными сидячими местами. А на стены лектория проецируется видеоряд — в основном дороги Москвы глазами пассажира автомобиля, как напоминание о динамике, цикличности и скоротечности нашей жизни.
Вступительное слово перед спектаклем Михаил Козырев посвятил памяти легендарного диктора Гостелерадио СССР, а в последние годы ведущей радиостанций «Наше Радио» и «Ultra» Раисе Ивановне Шабановой, скончавшейся накануне. Спектакль этого вечера был посвящен именно ей...
Главные герои по очереди просто рассказывают истории из своей жизни — детские воспоминания, профессиональные, случаи пребывания за границей и просто философски рассуждают. Причем Козырев и Дубас выглядят друг другу антиподами. Если Михаил Натанович больше делает упор на действительно забавные и порой до боли в животе смешные истории из своей жизни и профессиональной деятельности, то Алекс больше погружен в метафоры философии, самоанализа и констатации простых вещей и истин. Здесь он очень напоминает рассуждения, монологи и музыкальные проекты небезызвестного Евгения Гришковца и частично содержательные споры и диалоги из спектаклей «Квартета И». Истории Дубаса просты и незамысловаты. В них практически нет завязки и развязки. Они ни о чем и обо всем одновременно: сын, поле подсолнухов, сумасшедшая муза Сальвадора Дали...
Не перестаешь иногда удивляться таланту Козырева. Это действительно человек и явление для нашей страны с большой буквы. Именно с ним связан расцвет рок и альтернативной музыки в нашей стране в течение последних пятнадцати лет. И все эти годы судьба сводила Михаила с людьми. Людьми разными и непохожими. Людьми, кто стал исполнять главные роли его историй. Людьми, которые относятся к «разным мирам» современного общества: Борис Березовский, Ингеборга Дапкунайте, Puff Daddy, Marilyn Manson, испано-говорящий радиоведущий американской радиостанции, гид в Марокко.
И весь этот грустно-веселящий поток Козырева-Дубаса связывают такие же грустно-веселящие песни Жени Любич. Думаю, что без нее спектакль бы имел бы какую-то сухость — как слушать любимые песни без вокала.
Окончание спектакля соприкоснулось со зрителями — Алекс с Михаилом приставляли стетоскопы к людям, сидящем в зале, а из колонок доносились записи историй слушателей «Серебряного дождя». Рассказы простых людей, дающих определение счастью, или просто вспоминавших счастливые дни или моменты своей жизни. В такие моменты и сам переполняешься воспоминаниями, стекает даже скупая слеза... Звучат еще песни Жени Любич и — занавес. Под который зал узнает о присутствии в первом ряду мамы Михаила Козырева.
Браво! Зал аплодирует видимо даже больше самим себе. Ведь в очередной раз встретившись с любимыми радиоведущими мы, наверное, стали чуточку лучше и добрее. И очень хотелось бы продолжения и непременно в таком же формате — я думаю им много есть еще о чем рассказать.