Uriah Heep снова выступили в Москве

Андрей Городецкий  

27 сентября 2013 года

Очередной приезд в Россию Uriah Heep — прямо сказать, событие не исторического масштаба. Их почти ежегодные визиты настолько привычные, что уже сродни череде времён года. Хотя были времена — в 90-х лично наблюдал в первый приезд группы в нашу страну истерический ажиотаж. Билеты ценились на вес золота, а на самом концерте седовласые дядечки давились слезами радости и ностальгии.

В Москве нет такой площадки, где бы не выступали «Хипы»: «Горбушка», «Точка», «Б1 Maximum», не говоря уже о более просторных площадках, вроде Большого Кремлёвского Дворца. На этот раз Uriah Heep собирали народ в «Крокус-Сити Холл». Аншлага не было, потому, что и быть не могло, но и назвать зал полупустым язык не повернётся. «Хипов» в России по-прежнему любят, хотя никто уже не ждёт от них откровений. Публика и не спешила занимать места, коротая время в баре и подтянувшись непосредственно к началу концерта.

Сет-лист не особенно удивил, но кое-какие изменения в традиционном подходе случились. Так, если прежде весь концерт состоял из одних «нетленок», в основном, «золотого периода» (1970-1973) с редкими вкраплениями вещей из альбомов поздних времён, то на этот раз вниманию публики предложили несколько песен с двух последних альбомов. А именно: «Overload» («Wake the Sleeper», 2007) и «Nail on the head», «Into the Wild», «I’m Ready» («Into The Wild», 2011). Весь остальной набор был привычным: «Evergreens» байроновского периода плюс пара песен из других времён. Прозвучали даже вещи из «Sweet Freedom» (1973) — редкие гости концертного сет-листа команды.

Впервые российской публике была представлена возможность увидеть и услышать новую ритм-секцию группы. Точнее — её вторую составляющую: нового бас-гитариста Дэйва Риммера, заменившего ушедшего из жизни Тревора Болдера (последнего, кроме Мика Бокса, кто успел поиграть в одном составе с Кеном Хенсли). Тревор был выдающимся басистом, но и Дэйв не подкачал: «не выпячивался», но и не выпадал. Порой складывалось такое впечатление, что с лысым драммером коротышкой Расселом Гилбруком они играют уже не первый год. И всё же жаль, что того состава, который сформировался в 1985-1986 годах с приходом Болдера, клавишника Фила Лэнзона и вокалиста Берни Шоу при двух «ветеранах» Мике Боксе и Ли Керслэйке, больше не существует. Сначала, в январе 2007 года отставили барабанщика Ли, а теперь пришёл черёд и басиста Тревора. Но — удивительное дело: фирменное звучание Uriah Heep умудрились сохранить и в наполовину изменившемся составе. Тот же мощный звук, та же фантастическая полифония плюс выдающаяся гитара Бокса. Конечно, старые хиты звучат на концертах не так, как на дисках. Объяснение — простое: невозможно на концерте воспроизвести все технические приёмы, которые использовались при записи диска (многократное наложение вокала, десятки дублей в поисках лучшего звучания и так далее). Да и голос «младшенького» (Берни Шоу, 1956 года рождения) — не голос Дэвида Байрона или даже Джона Лотона. Но, даже упрощая звучание и уходя далеко в сторону от оригинала, «Хипы» не халтурят. Вот и на этот раз звук был настроен великолепно, и группу одинаково хорошо было слышно из разных уголков зала. И работает группа не только с инструментами, но и с людьми, собравшимися в зале. В отсутствие штатного шоумена Ли Керслэйка его обязанности поделили между собой Мик Бокс как лидер группы и Берни Шоу как фронтмен. Ребята хохмят, но не хамят. Поэтому в зале не бывает скучающих лиц. И группа признательна своим поклонникам, что в очередной раз и высказал нестареющий Мик, подойдя к микрофонной стойке.

А вот Берни в перерывах между шутками порадовал публику неожиданным анонсом: уже в январе следующего года Heep начнут работать над новым диском. И это приятно: у «динозавров рока» с новыми альбомами — вечная проблема. Пример: Deep Purple «собирались с силами» целых восемь лет (между 2005 и 2013 годами), а Nazareth — и того дольше (с 1995 по 2008). Как всегда, на концерте отличилась родная охрана. Идут годы, но советская привычка «держать публику в узде» остаётся неизменной. Сколько раз уже в прежние годы Мик приглашал народ подходить поближе и даже на сцену — результат всегда один: бдительная охрана строго блюдёт завет «тащить и не пущать». Вот и на этот раз приглашённым Миком девчонкам не удалось пробраться на сцену с первого захода: понадобился «звонок сверху». А в целом всё прошло на достойном уровне, почти по-семейному, что и закруглила «вечнозелёная» «Easy Livin’». Да и как иначе: Uriah Heep (вкупе с теми же Deep Purple и Nazareth) давно уже — «русская народная группа».

#