Презентация нового альбома Леонида Федорова в столичном ЦДХ
Анастасия Ждановская
21 мая 2012 годаЛеонид Федоров, известный, прежде всего, как вечный двигатель петербургского коллектива «АукцЫон», в последнее время славен также регулярными сеансами одновременной игры не только в группе (последний альбом которой, «Юла», увидел свет в 2011 г.), но и со всевозможными сторонними музыкантами, начиная от его традионного напарника Владимира Волкова и заканчивая, к примеру, фольклористом Андреем Котовым (плодом этого сотрудничества стал записанный в 2008 г. альбом «Душеполезные песни на каждый день») или авангардным музыкантом и композитором Владимиром Мартыновым.
За последние 10 лет вечный творческий непокой Федорова исчисляется уже более чем десятью альбомами, подавляющее большинство которых — результат когда привычных, когда неожиданных и причудливых коллабораций. Однако, последний сольный альбом музыканта, «Лиловый день», вышел в 2003 г. Теперь, наконец, эту лакуну в сольном творчестве заполнит новый альбом «Весна», московская презентация которого прошла 18 мая в Центральном доме художника.
Надо сказать, что москвичам сложно жаловаться на отсутствие внимания со стороны Федорова или АукцЫона — группа дает по нескольку концертов в год в полном составе, и в промежутке между ними поклонникам тоже не приходится скучать, так как Федоров нет-нет, да и появится в столице либо соло, либо с уже упомянутым Волковым, либо с клавишником и автором большинства текстов «Ы» Дмитрием Озерским, либо еще с кем-то из коллег по цеху. Есть, впрочем, в концертном графике музыканта и определенные традиции, одна из которых — ежегодный весенний концерт в ЦДХ, к которому и была приурочена презентация новой пластинки.
Традиционному концерту — традиционный аншлаг. Прелесть выступлений в Доме художника (в котором, к слову, Федоров играет не только весной в конце мая, но и в преддверии Нового года) столь велика, что не самый маленький зал оказывается полон до отказа, а свободных мест нет даже на мраморных ступеньках. Аудитория Федорова до крайности разношерстна, и его поклонников воспитывают с младых ногтей — так, рядом с автором этих строк оказалась девочка лет пяти, спутница которой периодически проводила ликбезы типа «Это тоже песня на стихи Хвоста — то есть, Хвостенко, он еще написал про Орландину». Оттуда же периодически долетало что-то про «дядю Леню».
Действительно, когда Федоров появляется на сцене в своих мешковатых штанах и рубашке, он больше напоминает соседа по лестничной площадке, чем музыканта, на долю которого приходятся эпитеты «авангардный» и «самобытный». Но это ощущение исчезает мгновенно — ровно в тот момент, когда Федоров занимает свое место и берет гитару, а делает он это безмолвно, не тратя время даже на приветствия. В разговорчивости его вообще сложно упрекнуть: музыкант не здоровается, не благодарит и не прощается, и даже иногда избегает пауз между песнями, начиная играть одну сразу вслед за другой — успеть бы побольше за эти полтора часа. Формально о том, что этот вечер должен стать еще и презентацией альбома, напоминает лишь полотно за спиной у музыканта, на которое нанесен рисунок с обложки новой пластинки.
Но то формально. По сути, конечно, материалу с нового альбома было уделено надлежащее внимание. Он производит впечатление противоречивое: с одной стороны, он будто бы прост — казалось бы, сыгран Федоровым в одиночку, на сцене вместе с ним только две гитары, два микрофона да пюпитр, самый минималистичный набор. С другой стороны, это материал сложный — путаные и образные тексты поэта Александра Введенского, которые Федоров хоть и положил на музыку, но все же декламирует их отчетливо и страстно, словно на поэтических чтениях. В некоторые моменты исполняемые им композиции будто сливаются в одну, длинную и яростную. Залог этого — короткие паузы между песнями и, действительно, заметное подобие звучания и гармонии отдельных песен.
Декламацией стихов Введенского дело, конечно, не ограничивается. В отношении старого материла Федоров проявляет чуть меньше серьезности, забывая иногда слова и начиная песню заново во второй, третий раз. Он играет первые аккорды «Португальской», а потом вдруг прерывается и говорит, что, пожалуй, нет, сейчас что-то не хочется ее играть. Зато вдруг звучат «Орландина» и «Деньги это бумага» из старого репертуара АукцЫона, приправленные загадочной и удовлетворенной улыбкой музыканта. «Сольность» концерта Федорова совсем не означает того, что сыграны будут именно песни с его сольных альбомов — звучит репертуар как «Ы», так и других его проектов — только лишь в более лаконичном, акустическом варианте.
По истечении полутора часов, исполнив песню «Конь унес любимого», Федоров уходит со сцены, чтобы через пару минут вернуться на короткий бис. После него — финальный аккорд концерта, клип на песню «Думал» с нового альбома. Пока внимание зрителей сосредоточено на экране, девочка по соседству со мной бежит дарить «дяде Лене» розу. Что ж, «Весне» все возрасты покорны.