«Верни им пиво» — Москва простилась с летом большим хэви-опенэйром
Андрей Городецкий
05 сентября 2014 года30 августа «Зелёный театр» Стаса Намина принимал весьма нетипичное для центра Москвы мероприятие — «Moscow Metal Meeting». Видно, что организаторам понравился формат, заданный прошлогодним «Ария-фестом», и по примеру оного, решили провести фест на открытой площадке. Но, в целом — особенно с учётом сегодняшней ситуации, когда под официальный ответ России на западные санкции неофициально попали и концерты ряда рок-музыкантов — шоу удалось. Помешать этому не смогла ни погода, ни специфика восприятия отечественных меломанов, почему-то удалявшихся «на перекур» (в буфет за пивом и более «состоятельными» напитками) в тот момент, когда на сцену выходили иностранные гости.
Зелёный театр Стаса Намина находится на территории Парка Горького — и это обстоятельство оказалось решающим в плане комфорта для посетителей шоу. Организаторам удалось обеспечить зрителям достойный минимум услуг, включая туалет и возможность «перекусить и промочить горло». Однако именно последнее и стало предметом недоумения многих металхэдов. Как известно, мероприятиям такой направленности сопутствует потребление как минимум пива. И хотя с пивом все было в порядке, на территории «Зеленого театра» мирно соседствовали ряды с точками продаж, стоимость именно пива попросту обескураживала. Как говорил М. Задорнов — «вдохните» — цена разливной «Балтики № 3» составляла 300 рублей!!! Да, за обычную «Балтику»! Напомню, что средний уровень цен на пиво в столичных клубах составляет от 150-200 рублей за отечественные марки до 250 за иностранные. Учитывая продолжительность фестиваля и неадекватную стоимость пива, посетители достаточно быстро стали в антрактах буквально «обносить» близлежащие парковые кафешки, где стоимость фирменного импортного пива была меньше. Однако, к несчастью владельцев кафешек, которые по привычке держат не более одной кеги пенного, запасы его быстро истощились... На фоне такой стоимости «фестивального напитка», цены на легкую закуску — сухарики и т. п. и вовсе вызывали еще большее удивление... Но не будем о грустном, ведь второй «засадой» последнего дня лета оказалась погода. В относительно теплом лете именно последний день стал холодным и дождливым. Причем небо проявило уникальное свойство, посылая многочисленные партии воды на землю с интервалом в 5-10 минут. А учитывая, что Кипелов сотоварищи слишком долго настраивали звук, начало мероприятия организаторам пришлось отодвинуть минут на 45, в течение которых многие промокли практически насквозь... Как следствие, все гости «из-за бугра» вынуждены были урезать сет на 1-2 номера.
Наиболее сильно дождь попытался подпортить впечатление от выступления московской группы Catharsis, которая открывала фест. «Пипл» ещё не успел выстроиться в ряды, поскольку толокся к очереди на проход — но музыканты отработали свой сет честно, «без дураков» и скидок на погодные условия. Конечно, в сет-листе преобладали знакомые номера типа «Воины света» и «Крылья», но ребята не халтурили и продемонстрировали потенциал в ожидании давно обещанного релиза (который пока ещё без названия). Шанс уйти от старых, хороших, но давно уже приевшихся хитов у парней явно наметился — с нового альбомы было сыграно пару вещей. Кстати впоследствии участники команды беспроблемно вышли в «люди», что вызвало восторг не только у поклонников, но и у блюстителей порядка. Музыканты продолжительное время раздавали автографы и фотографировались со всеми желающими.
Когда настал черёд «Эпидемии», народу подтянулось приличное количество, да и дождь на короткое время прекратился. Команда Юры Мелисова настроилась очень прилично, потому и звучала — в техническом плане — очень хорошо. Но выступление оставило двойственное впечатление: отличная группа, великолепный саунд, прекрасный вокал нового «голоса» группы Евгения Егорова — и пресная музыка с не менее пресными текстами. Слишком засиделись ребята в «Средиземье», не генерирую новых музыкальных и текстовых идей. Впрочем, это — субъективное мнение, которое наверняка не разделяли сотни поклонников команды, подтянувшихся с задворок парка к началу их сета.
А дальше началось то, что уже становится неприятной традицией для подобных мероприятий: как только отечественные группы удаляются «на заслуженный отдых» и их место занимают «гости нашего города» из-за бугра, народ почему-то энергично рассредоточивается в направлении учреждений питейно-закусочного характера. Странно: ведь по части владения инструментами, профессионализма на сцене и энергетики наши «суперзвёзды» не идут ни в какое сравнение с «монстрами рока оттуда».
Это тем более актуально, когда речь идёт о таких группах, как Grave Digger. 30 лет назад команда дебютировала с альбомом «Heave Metal Breakdown». А первый их визит в Россию состоялся 11 лет назад, с тех пор они ещё 5 раз приезжали в Москву и окрестности. Не являюсь особым поклонником этих немцев, поэтому их выступление, как и выступление «родных» Catharsis и Эпидемии, сложно оценить однозначно.
Как говорят в театральных — и близких к ним — кругах: «что-то больше понравилось, что-то меньше». Меньше понравилось то, что ребята не смогли нормально отстроить звук: не было ни «жирной» ритм-секции, ни выразительной лид-гитары. Больше понравилось то, что музыканты не побоялись экспериментировать с сет-листом: включали не только «убойные» номера из альбома «Best Ballads» (например, «вечная и слезоточивая» «Yesterday»), но и «Rebellion», «Excalibur» и многие другие, менее известные, но менее достойные номера.
Выступление Unisonic оказалось подпорченным не по вине музыкантов: с новой силой припустил дождь. А поскольку устроители организовали — на их взгляд предусмотрительно — распродажу зонтиков — то сцена вместе с музыкантами оказалась укрытой от глаз плотной завесой раскрытых зонтов. О том, чтобы нормально оценить сет группы, не могло быть и речи. Хотя их я ждал с большим интересом. Да, это ж альтернативный Helloween! По звучанию в целом. А вот по вокалу самый что ни на есть классический — высочайший вокал Михаэля Киске никогда не спутаю ни с каким другим. Ну и подсластили пилюлю немцы исполнением нетленной «хелувиновской» «I Want Out», чем вызвали неописуемый восторг среди «посетителей-ветеранов».
Удо Диркшнайдер с группой имени себя оказался более удачлив: к началу его выступления дождь утихомирился, а «пипл» подтянулся в максимальном количестве. Что поделать: любят у нас, в Росси, Удо — и не как «осколок» «Accept», а как самодостаточную рок-единицу. Результат: 9 часов длился фестиваль — а часовой сет Удо «со товарищи» (включая новых гитаристов Хейккинена и Смирнова) оказался лучших из всех. Чистый звук, напор, экспрессия, полное отсутствие халтуры на сцене — это и есть Удо Диркшнайдер и группа «U.D.O». Здесь всему нашлось место: и «зубодробительной» «Never cross my way», и томной слезоточивой «In the darkness». Спеты были и классические «акцептовские» шлягеры типа «Balls To The Walls» и «Metal Heart». И даже не верится — Диркшнайдер в свои 62 года полон энергии, сил и вокальных данных. Ожидали фаны и антивоенной тематики, которая частенько у Удо прослеживается, особенно, как рассуждали в толпе она весьма была бы актуальна в связи с геополитической обстановкой. Однако любимый россиянами немец вообще обошел тему, показав изрядную толерантность. А может оно и к лучшему... Некоторых так вообще перестали в Россию пускать.
А вот Кипелов, хоть и настраивался дольше всех, зазвучал только со второй половины сета. Но зазвучал мощно, авторитетно и непререкаемо: «Всё, что было», «Закат», «Следуй за мной». Последний хит — это вокал уровня припева в «July morning» (Дэвид Байрон) и «Child in time» (Йен Гиллан), но Валера вытянул, правда, для этого ему пришлось опуститься на одну октаву. Половину программы составили «арийские» песни — на радость, как ветеранам, так и молодым фанам.
И после этого группа Кипелова воистину оправдала статус хедлайнера: завелась так, что не остановишь. Это почувствовали — не могли не почувствовать — все, кто присутствовал в этот день в «Зелёном театре». Кипелов в очередной раз доказал, что талант и в ненастную погоду (и без «Арии») — талант.
И последнее: санкции санкциями, ответы на санкции ответами — но хочется верить в то, что в следующем году в Москве, а может и в других городах России снова удастся организовать такое же достойное мероприятие, такой же Metal Meeting!