Фестиваль Kubana-2012 показал новый класс российских опен-эйеров

Андрей Городецкий  

20 августа 2012 года

«Море, солнце, пляж, песок — „Кубана!“» — этот сэмпл фестиваля оправдывает себя на тысячи процентов.

Многие любители современной музыки были приятно удивлены, когда узнали, насколько глобальным будет фестиваль «Кубана» в этом году. Уже в 2011-м ощущался внушительный размах этого опен-эйра: три дня музыки, мощная инфраструктура и хорошая организация фестиваля в целом — все это было год назад. И вот за сравнительно короткое время фестиваль на Тамани вырос чуть ли не до самого крупного в России, а возможно — и в Европе. Не так много фестивалей можно вспомнить, которые гремят целых пять дней и имеют такой обширный line up.

А ведь четыре года назад это был небольшой фест на берегу моря со скромным набором российских групп. И если так пойдет и дальше, самый крупный фестиваль будет проходить именно в поселке Веселовка, который, к слову, тоже скоро выйдет за рамки этого территориального определения. Слухи о переносе и переезде «Кубаны» пока не подтвердились, но организатором следует начать задумываться — 150 тысяч человек, посетивших в этом году явно не предел в следующем.

Организационный уровень в этом году не подкачал — охрана, душевые, фуд-корт, туалеты — поводов для критики почти не имеют. Помимо самой концертной программы, различные спортивные и развлекательные блоки: йога, пляжный волейбол, кайтбординг, площадка для детей — все настраивало на активный отдых и отрыв на Полуострове Свободы. В эти дни реально забываешь обо всем — пыльные города, зной, затяжные зимы, работа, учеба... Здесь ты в другой реальности. Интересна и география посетителей фестиваля. Россия была представлена почти вся — встречались жителей массы городов от Питера до Владивостока. Также много людей из соседних Украины, Белоруссии, Молдовы.

Фестиваль обслуживали более пяти тысяч человек. Для выступлений использовалось самое лучшее, что есть в России оборудование, на электроснабжение которого потребовалось более 20 автономных генераторов. Инфраструктура в поселке, благодаря фестивалю, резко оживилась. Магазины, рынок, кафе делали за эти дни месячные выручки. Близлежащие базы отдыха бронировались еще с зимы.

Но вернемся к основе фестиваля, а именно к составу его участников. На «Кубану» приехали завсегдатаи крупнейших и почетнейших рок фестивалей мира, множество молодых и достаточно актуальных команд, звезды первой мировой величины: Sum41, Pendulum, The Subways, Enter Shikari, Gogol Bordello, Sunrise Avenue и другие, плюс ветераны-хедлайнеры — Korn и The Offspring. Последние кстати стали неожиданностью не только для тех, кто собирался на нынешнюю «Кубану», но и для самих организаторов. По словам продюсера фестиваля Ильи Островского, в возможность приезда таких монстров, они не совсем верили даже почти при свершившемся факте. Offspring специально летели из Америки на другой континент только для единственного концерта на «Кубане».

Основу лайн-апа, конечно, составляли звезды российской сцены, причем некоторых (например, группу Ленинград) встречали ничуть не хуже зарубежных гостей. А всего на «Кубане 2012» выступило 46 групп.

Участники первого и третьего дня Reel Big Fish и Gogol Bordello наряду с группировкой «Ленинград» устроили для публики настоящий праздник, выделяясь на фоне остальных выступлений, которые хоть и были позитивны, но не несли в себе такой бури веселья. А сет-лист Gogol Bordello был своего рода уникальным, с неизданными ранее и совершенно свежими песнями.

Продолжая традицию прошлого года, когда на сцену фестиваля поднялся Михаил Боярский, организаторы преподнесли сюрприз и на этот раз в виде явления группы Дюна. Эстрадные номера отлично вписались в формат фестиваля — вспомнили давно забытые в народе «Коммунальную квартиру», «Страну лимонию», «Если б море было пивом»...

Было заметно, что Sum41, Enter Shikari, Infected Mushroom, отчасти Korn, и другие западные звезды в основном ориентировались на свежий материал. Так вышло, что многие команды выпустили перед «Кубаной» по новой пластинке. Отечественные группы (Ленинград, Нойз МС, Слот, Billy s Band и большинство других) наоборот решили делать ставку на старые добрые хиты. Одним из исключений стало выступление Дельфина, у которого программа была основана на песнях из недавно вышедшего альбома «Существо». Кстати, этот сет наверняка запомнился очень многим. Ночная атмосфера во время их выступления была отличительной от других. Общее ликование куда-то исчезло, сменившись на серьезное и глубокое восприятие песен. Такое уж у Андрея Лысикова и Павла Додонова творчество. С таким же настроением публика воспринимала группу Sunsay, фронтмен которой Андрей Запорожец в прошлом был участником небезызвестной команды 5’nizzа.

Нельзя не остановиться на выступлении одного из главных заявленных хедлайнеров фестиваля — американцах Korn. Группа ввела в некоторое замешательство поклонников своим новым альбомом, который был записан в стиле Dubstep+Nu Metal. Работа была принята неоднозначно. Учитывая, наверное, пожелания абсолютно всех фэнов, Korn в последнее время играют сет-лист, который состоит из трех частей: песен с начального этапа творчества, нового дабстеп-материала и проверенных временем хитов. Все три части выступления разделяются антрактами. Такой трек лист уж никак не может оставить недовольными фанатов — каждый имеет гарантированную возможность получить свое. Музыканты не самой первой молодости до сих пор ведут себя на сцене как в начале 90-х. После выступления были измотаны все — и группа, и поклонники. Немного расстроило в выступлении Korn только отсутствие фирменной микрофонной стойки, которая по словам Джонотана Дэвиса путешествовала отдельно и на юг попросту не успела.

Среди всех выступлений последнего дня фестиваля, судя по реакции зрителей, наметилось два лидера — Ленинград и, конечно же, The Offspring. Шнуров со своей командой единомышленников, как обычно, раздал всем матерного угару. Выйдя в рубахе, шляпе и трусах он в своем фирменном и невозмутимом амплуа показал все то, за что его и группу Ленинград любит такое количество людей. Веселье, танцы, пиво, полный разгул и позитив. Казалось, что народ никогда не перестанет с невероятной силой и удовольствием горланить песню «Любит наш народ». Исполнено и относительно новое творение группировки «По ком звонят колокола», которая в электричестве и по тексту заметно отличается от акустической версии, выложенной на сайте коллектива.

И как ожидалось, в конце фестивальной программы публику окончательно потрясли американские звезды. Да что там звезды? Настоящие легенды панка — The Offspring. Наличие фирменного горящего черепа на сцене, долгое предвкушение уникального действа, наблюдение за носящимися на сцене техниками, и вот... Все слышат запоминающееся начало «Why Don’t You Get A Job». После чего публику уже не утихомирить. Простые, но очень цепляющие песни The Offspring просто идеально вписались в атмосферу «Кубаны». Возможно песни с нового альбома, который был достаточно объемно представлен в сет-листе, воспринимались не так активно, как старые хиты, но даже они вызывали больше эмоций, чем многие из выступающих до этого. Вообще не известно откуда взялись у публики эти неиссякаемые запасы сил, но до тех пор, пока не грянул финальный салют, и американцы не ушли со сцены, никто и не думал успокаиваться.

Итак, «Кубана» номер четыре отгремела, совершенно точно оставив яркий след в музыкальной истории России и в сердцах всех тех, кто посетил этот праздник. Хорошая новость заключается в том, что в следующем году любителей музыки ожидает юбилейная пятая «Кубана». Первая сотня билетов на нее уже была продана на самом фесте. И учитывая явный прогресс этого действа, на встречу со своими поклонниками, скорее всего, приедут звезды такого уровня, который будет не ниже, а может даже и выше тех, кто играл на «Кубане» 2012. Остается только ждать будущего праздника жизни и продолжать наслаждаться незабываемыми моментами прошедшего фестиваля.

#