Дикая Мята на новом месте

Евгений Юлаев  

07 июля 2015 года

Международный фестиваль world, rock и jazz «Дикая Мята» в этом году покинул милые сердцу неопытного посетителя опен-эйров асфальтовые дорожки «Этномира» и расположился на полях у деревни Бунырево, недалеко от города Алексин на севере Тульской области. Местность, в частности, известна тем, что в находящемся здесь пионерском лагере снималась часть сцен легендарного фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», что, видимо, навело организаторов фестиваля на мысль частично связать тематику фестиваля с сюжетом сатирического шедевра советского кинематографа — главная сцена мероприятия называлась «ДК им. Дынина», а верхнюю часть наружного оформления сцены украшал гордый профиль этого товарища, т.е. персонажа в исполнении Евгения Евстигнеева. Пионеры с горнами прилагались в ассортименте.

Ничего не предвещало беды, кроме прогноза погоды... К концу первого дня фестиваля начался ливень, который, с перерывами, шел и все остальные два дня. Казалось бы, что такого, это же опен-эйр, кто не взял резиновые сапоги и дождевик — пусть пеняет на себя. Но нет, вскрылись различные бытовые раны, да и перемещаться между площадками в чавкающей грязи становилось всё более утомительным. В любом случае, стричь траву почти под ноль и экономить на щебне для дорог к различным стратегическим точкам явно не стоило. Но, любой переезд, как известно — как минимум хуже пожара, а, по некоторым сведениям, Бунырево будет местом проведения фестиваля еще несколько лет — так что наверняка организаторы исправят все недочеты и отчет о «Дикой мяте-2016» будет иметь более радужное вступление.

Открыл «Дикую Мяту» шоу-оркестр «Русский стиль», играющий забористые кавер-версии рок-стандартов и прочих хитов на русских народных инструментах. «Иван Купала» водили хороводы как на сцене, так и заводили хороводы среди публики. Концертную программу продолжили вернувшиеся из небытия армянские «Дети Пикассо». Борис Гребенщиков разбавил традиционную бодрую фестивальную программу «Аквариума» такими медитативными нетленками как «Государыня». Экспрессивная Нино Катамадзе и камерный оркестр поделились энергетикой с подмокшей публикой, закрыв программу второй сцены, под названием «Белый кролик».

Рискнувших добрести до «Белого кролика» в начале второго фестивального дня встречала группа «#СчастьеВнутри». Но к выходу фееричного арт-трио «Мейделех» природа сжалилась, и, хоть солнце и не показалось, с этой миссией справились и сами участницы трио, их театрализованный ретро-бурлеск заставил забыть о непогоде. Ведущий в килте признавался группе «Мейделех» в любви чуть ли не после каждой песни, да и во время самих песен со сцены практически не сходил. Произошло и еще одно маленькое чудо: на сцену привели потерявшуюся девочку лет пяти, у которой на руке был маркером написан телефон мамы, до которой, впрочем, дозвониться было невозможно. Однако в паузе объявили, что «потерялась мама», и мама тут же нашлась...

Женский коллектив «Ива Нова» из Санкт-Петербурга, сознательно или случайно следуя пионерской тематике, был одет по схеме белый верх / черный низ черный вверх / красный низ. Аккордеонистка Наталия Потапенко отметилась красными звездами на черных «шароварах». Вокалистка Анастасия Постникова сверкала гривой красно-сине-розовых волос. «Ива Нова», как и их полутезки с предыдущего дня, запомнились своими техно-фолк хороводами и песней «Ведьма», которую им на каком-то недавнем мероприятии посоветовали не исполнять.

На международном фестивале «Дикая Мята» доминируют артисты из стран бывшего СССР, но традиционно принимают участие и более-менее громкие имена из более дальних заграниц. В этом году это были израильские фанк-роковый «Cut Out Club» и инди «Sun Tailor», поп-роковый состав «Koala Voice» из Словении и мультинациональный европейский коллектив «N.O.H.A», играющий эклектичную смесь из драм-н-бейса и всего, что на него можно положить. Широкой аудитории проект N.O.H.A известен, прежде всего, хитом «Tu Café». Как заявил на пресс-конференции продюсер «Дикой мяты» Андрей Клюкин, велись переговоры и с украинскими артистами, но ввиду двусмысленности подобного визита в текущей ситуации, никто из украинцев приехать на фестиваль не решился...

Резиденты шоу «Вечерний Ургант» FRUKTЫ, в лице крайне бодрого тамады-басиста, ураганом налетели на начинающую бодриться публику и продержали ее в тонусе с помощью интересных по звуку каверов, включая аж Depeche Mode, а также пары плясовых песен собственного сочинения.

Завсегдатаи фестиваля молдавские «Zdob Si Zdub» отмечали день рождения своего трубача и устроили балканский праздник всем на поле, которое к этому времени уже пестрело разнообразными живописными нарядами оправившихся от утреннего потопа посетителей феста.

«Маша и Медведи» удивили не только высокохудожественным нойзом, но и тремя вещами: 1) Почти весь сет наравне с Машей Макаровой на сцене «рубилась» девочка лет 4-х, судя по всему, дочь гитариста; 2) сама Маша была в легком перепросветлении, хихикала, делала интересные глаза и мяукала — «ну вы же понимаете», что 3) не помешало ей взять гитару и сыграть новую, как она сказала, вчера единожды отрепетированную песню. Ну и бонусом еще вывести на подтанцовку группу промо-девушек. В синеньких юбочках, конечно же.

«Калинов Мост» целиком исполнили свой первый альбом 25-летней давности «Выворотень» и, притом, несмотря на весь свой флер сибирского и прочего русского рока, звучали даже как-то по-европейски.

Ансамбль каталонского регги «Microguagua» убедительнее смотрелся бы при солнечном свете, но дреды гитариста в человеческий рост, если не больше, затмевали всё.

Хедлайнером ДК им. Дынина во второй день стала уже покорившая однажды «Дикую Мяту» грузинская поп-фолк-рок группа Mgzavrebi, душевнейший вокалист которой, Гиги Дедаламазишвили, любит и умеет ходить в народ по грязи аки посуху. Каждый имел возможность прикоснуться к кумиру. Это не какой-нибудь там ваш стейдж-дайвинг, а простой, человеческий выход к людям.

Затем на сцене «Белый Кролик» сотрясли промозглую ночь менее горячие, но согревающие душу своим отточенным звуком питерцы — воссоединившиеся «Tequilajazzz».

День третий. Еще немного воды в палатки и в эту статью. Благодаря погоде, большой популярностью пользовался вместительный шатер ярмарки «Дар Базар», а также павильон «Актовый зал», где можно было не только встать под надежную крышу над головой, но и даже сесть на сухое, и заодно прослушать лекцию или посмотреть ночью фильм / концерт в записи.

Из играющих на сцене «Белый кролик» можно отметить откровенную джаз-роковую Alina Os, «Моя Мишель» с манерным вокалом поверх крепкого фанкового бита, а также инди-группу «Каспий», тембр голоса вокалиста которой напоминает Тимура Родригеса, а подача — Рому Зверя (извините, если сравнение неуместно).

На главной же сцене все шло к неумолимому финалу: «Markscheider Kunst» пели о чем-то летнем, а музыканты группы Мельницы готовились завершить фестиваль и репетировали проход к сцене, будучи одетыми во всё белое. Во всём этом белом среди развороченного поля они выглядели, как спустившиеся с небес. Хотя Земфира знает, что для этого есть вертолеты...

И еще о людях в белом. Фронтвуменша белорусского кабаре-бэнда «Серебряная Свадьба» вышла на сцену в платье-коробочке (с глазами) белого цвета не просто так. Кроме всех прочих образов, Бенька в этот день стала еще и свадебной генеральшей. Под занавес сета бэнда на сцене произошло завершение официальной части настоящего бракосочетания трех пар, финалистов тульского проекта «Свадьба на „Дикой Мяте“». Были произнесены речи, поцелованы поцелуи, вручены свидетельства и брошены букеты. Свадебный танец пары исполнили под песню «Всё очевидное невероятно», хотя у «Серебряной Свадьбы» есть и (с известной долей сарказ... иронии) более подходящие песни на тему межполовых союзов. Но в это раз все было всерьез, и, будем надеяться, надолго...

Прим.: Вскоре ожидайте фотоотчета с фестиваля.

#