Amorphis выступили в Москве с новой программой
Андрей Городецкий
01 ноября 2013 годаГруппа Amorphis уже не первый год радует московских поклонников гипнотически мощным исполнением своих хитов и динамичной, если не сказать, демонической подачей образа. Само время года, когда музыкальная команда появляется в столице, работает на её имидж: осень — время хмурого неба и такого же настроения, дождей в природе и в душе — самое время выплёскивать накопившиеся эмоции вместе с тяжёлой музыкой. Поклонники творчества финнов предвкушают каждую новую встречу с ними как нечто особенное и знают, что гарантировано получат то, чего хотят, ибо Amorphis — это, если хотите, религия и культ.
Так собственно воспринимаю Amorphis и я. Именно с этой группы в середине 90-х началось мое знакомство с дивизионами команд, тяжелее стандартного хэви и трэша. Знакомство переросло естественно в многолетнюю фанатскую историю — собирал все альбомы, клипы. Посещал по возможности концерты. Очередной приезд финнов пропустить было бы преступно по отношению к самому себе...
Такого же мнения остались и посетители концерта, состоявшегося 2 октября в клубе «Москва Hall», чему дополнительно способствовали и почти вовремя начавшийся перфоманс, и обновление системы вентиляции в зале клуба, и удачный выбор команды, выступавшей на разогреве у горячих финских парней. Это была группа из Мурманска Deva Obida, чей стиль и внешний вид практически не расходился с эстетикой, ради которой собралась публика.
Зрители благосклонно приняли музыкальные композиции Deva Obida — тяжёлые, готические, но мелодичные, в стиле Butterfly Temple образца 2003-2005 годов. Позиционирующая себя как воплощение символа славянской мифологии — черной Девы-Лебедя — и олицетворение великой скорби целого народа, команда Deva Obida выкладывалась так, что явно не готова была покинуть сцену уже через 20 минут от начала выступления. Во всяком случае, солист прямо сказал зрителям, что ему и его ребятам придётся уступить сцену Amorphis по требованию организаторов. Так что «тенью лебединых крыльев» зал был объят недолго, но никто особенно по этому поводу не переживал. Может, потому, при хорошей слышимости первоклассного вокала, слова звучали не чётко (и тут, скорее, вопрос к звукорежиссёру), а может, потому, что впереди намечалось самое главное.
Прошло полчаса, и на сцену, сопровождаемая звуками интро, ворвалась команда Amorphis. Без долгих реверансов финны грянули первую композицию из своего последнего альбома «Circle» — «Shades of Gray»- агрессивную, моментально заводящую зал. Это было вполне в стиле всего альбома в целом, сильно отличающегося от более ранних мелодичных сетов музыкантов. Публика отреагировала незамедлительно мощным и радостным рёвом. И понеслось! Неутомимый Томи Йоутсен, ещё больше «в образе», чем раньше — мускулистый, с новыми татуировками и дредами длиннее обычного, ловко и эффектно крутил головой, так что в лучах софитов казался диковинным морским существом с бесконечными щупальцами. Его было много, и по эмоциональному запалу он лидировал среди своих членов группы.
После массированной атаки песнями из «Circle» музыканты обратились к известным лирическим композициям «Sampo» и «Silver Bride» из альбома «Skyforger». Судя по реакции поклонников, те только этого и ждали: не подпевал Томи только ленивый, а в левой части зала неожиданно активизировался «кружок по интересам». Но серьёзных беспорядков в зале, к счастью, не случилось.
В финале программы, отыграв песню из нового альбома «Hopeless Days», Томи Йоутсен решил ещё больше взбодрить своих и без того разгорячённых поклонников, предложив им выбрать, чем завершить этот вечер — «Castaway» или «Black Winter Day». Ответ он наверняка знал заранее, потому что из двух названных по-настоящему культовой является песня «Black Winter Day», и толпа его не разочаровала, дружно грянув название мега-хита. Вообще-то, музыканты могли бы исполнить и обе композиции, как до этого на концерте в Новосибирске, но народ любит такие «игрушки» в стиле «а сейчас угадайте, что я вам спою», так что никто не почувствовал себя обделённым. Обидно было только то, обстоятельство, что клавишные в этой песне звучали тихо (как почему-то и весь концерт), а они являются основной фишкой композиции.
Парни, впрочем, не сразу удалились, а спели ещё три боевика «на бис». И за это им огромное спасибо, потому что послевкусие — это очень важно. И еще важно, что песни были из последних альбомов, которые на мой взгляд несколько недооценены «старой гвардией» фанатов.
В целом группа оставила о себе мнение как о полностью сформировавшимся в творческом отношении коллективе и подтвердила свой профессионализм, выложившись перед публикой на все сто: концерт в Москве был последним — одиннадцатым — в её турне по России, но это никак не сказалось на бодрости духа музыкантов и качестве их выступления, которое было the best!