Чак Берри. Он — легенда.

Олег Мартишин  

25 марта 2008 года

Все-таки мы живем в удивительное время.

Никогда мы не попадем на Нагорную проповедь, открытие собора Святого Петра или на премьеру «Гамлета» в театре Глобус. Но нам повезло, что рок-музыка появилась всего лишь лет 50 назад. Безусловно, лет через двести-триста фигуры Пола МакКартни, Роберта Планта и Дэвида Гилмора будут изучаться искусствоведами (да и сейчас изучаются) на уровне персон Моцарта и Баха. На премьеру «Женитьбы Фигаро» мы уже с вами не попадем, но застать мастодонтов (ох уж эти журналистские штампы) и основоположников рока мы можем вполне.

Одним из главных увлечений в жизни для себя я определил посещение концертов, можно сказать, что коллекционирую свои присутствия на выступлениях разных знаковых для меня исполнителей. Причем признаюсь честно, посещаю я их в большинстве случаев не столько для того, чтобы оценить нюансы живой игры, а чтобы посмотреть на музыкантов вживую, запомнить это на всю жизнь, а потом говорить «А я был на концерте…»

Исходя из этого я классифицирую концерты следующим образом:

  1. Надо сходить, если есть возможность (Muse, Stereophonics, Gabin и т.п.)
  2. Надо идти по-любому (Mark Knopfler, George Michael, Metallica)
  3. Этого концерта я ждал всю жизнь и не прощу себе, если пропущу (The Rolling Stones, Paul McCartney, Roger Waters)

Концерт Чака Берри не вписывается для меня в эти рамки — это уже вне всяких квалификаций и рейтингов. Артистов уровня и статуса Чака Берри осталось буквально несколько человек (B.B. King, Dave Brubeck) — это те, кто олицетворяют собой ИСТОРИЮ. Причем историю и для артистов из третьего пункта моей классификации — Пол МакКартни еще будучи подростком собирал пластинки Берри, «роллинги» трепетно снимали его партии, про артистов более позднего этапа (например Led Zeppelin и иже с ними) я вообще промолчу.

Рок-музыка выросла из рок-н-ролла 50-х. Считается, что Элвис Пресли — король рок-н-ролла. Пусть будет и так, но «король» в любом случае уже мёртв. Иметь же возможность побывать на концерте Чака Берри, одного из прародителей рок-музыки, в 2008 году (!!!) — это уже волшебство. Не думаю, что сам Чак думал в далёких 50-х, что не только его музыка, но и он сам перешагнёт в XXI век.

То, что я не одинок в своих, возможно чрезмерно эмоциональных рассуждениях, подтвердил грандиозный ажиотаж по поводу недавнего выступления Чака Берри в московском клубе Б1 Maximum. Такой очереди в этот клуб я не видел никогда. Я живу в этом районе и каждый вечер прохожу с работы мимо Б1, поэтому имею возможность лицезреть очереди на всевозможные концерты. Но очередь на Чака Берри превзошла все ожидания — она шла на сотни метров от клуба и заворачивала в сторону Ленинского проспекта.

Такого аншлага в Б1 я еще не видел — клуб в буквальном смысле был битком.Благополучно пропустив разогревающую группу, я подошел к сцене и приготовился увидеть легендарного Чака Берри, хотя бы просто увидеть.

Но это был полновесный и драйвовый РОК-концерт! 81-летний (!!!) Чак сразу же зажёг полный зал, начав с Roll over Beethoven, причем его энергии хватило бы на десяток новомодных звёзд инди-рока. Я опять с удовлетворением для себя отметил — чем музыкант статуснее, тем он доброжелательнее и более открыто относится к своим слушателям. Можно сколько угодно говорить, что это их работа и десятилетиями выкованный имидж — но я помню радостную улыбку Пола МакКартни, когда мы встречали его у гостиницы в его первый приезд в Россию, душевное спокойствие и позитив, исходившее от Джорджа Майкла на сцене Олимпийского, и добрейшего Мика Джаггера, специально выбежавшего к фан-зоне на последнем питерском концерте «роллингов» (за доброту Ричардса ручаться не буду))))).

То же самое можно сказать и про Чака, который открыто и по-доброму улыбался, вёл себя очень просто — как будто он является не определяющей фигурой мировой рок-культуры, а это просто дядька из соседнего дома, зашедший выпить пива, ну и заодно побренчать на гитаре что-нибудь непритязательное для своих друзей.

Но, к сожалению, не обошлось без ложки дегтя. Под финал выступления Чак Берри сказал охране пропустить несколько девушек на сцену, чтобы создать импровизированную подтанцовку и закончить основную часть концерта на высокой и драйвовой ноте. Потом музыкант удалился, а затем и вся его группа, доиграв коду. Но еще не сыграны Rock`n`Roll Music и Johnny B. Goode!!! Они то и должны быть припасены на бис. Публика это отлично понимает и начинает скандировать и требовать продолжения, как это обычно всегда и происходит. Но проходит 5 минут, 10, 15, 20 минут… И вот выходят техники сцены и начинают собирать аппаратуру. КАК ТАК?

Поделюсь мнениями по этому поводу из блогосферы (орфография авторов сохранена):

«Послушайте, а не случилось ли чего с Чаком Берри? Просто я только что с его концерта — он длился очень недолго, в ходе последней песни он неожиданно стал переодически уходить за сцену, чем удивлял и зрителей и самих музыкантов, и в конце-концов он так и не вышел обратно. Концерт тут закончился, припасённую, видимо , на конец главную песню Johnny  B. Good так не сыграли вовсе, попрощаться Чак Берри так тоже вышел, хотя с пол часа просили на бис. Я уж бось, не играет ли 80 летний создатель рок-н-ролла уже с Джимом Моррисоном и Джоном Ленноном?» (http://dobrokhotov.livejournal.com/213864.html)

«Еще чуть-чуть а знаете, я чегой-то переживаю за старину чака. пока тусовала на сцене, рассматривала лежащие на полу бумажки со списком песен. после той, под которую мы колбасились, должны была быть джонни би гуд и еще какая-то, не успела прочитать. и еще сбоку три песенки были приписаны, вроде как на случай биса. однако дело не дошло даже до джонни. как бы че не случилось с дедуськой-то. уж как-то скоропалительно все со сцены сбежали» (http://tavy.livejournal.com/379853.html)

Дело дошло до того, что один из ЖЖ-юзеров написал по этому поводу на официальный форум Чака Берри. В ответ пришло письмо от самого сына Чака (который же является гитаристом в его группе). Цитируем

«My father felt great after the Show. We all were tired after playing but no one was sick or in pain. Moscow is really cool. It was my fathers and Jimmy’s fifth time playing in Moscow. Jean-Michelle (drummers) third or forth time, Daniels (Grand Piano) first and my ssecond. The B1-Maximum is a fantastic place to play live music. We went to the UVM department store and bought some Harley Davidson shirts. HD Moscow, now thats really good stuff. We also ventured off to Red Square and just drove around in the City. Thank you for having us! We hope everyone enjoyed the show». (http://beat-9.livejournal.com/176338.html)

Если вкратце перевести, то с Чаком ничего не случилось, все музыканты просто очень устали, но ни у кого не было никаких проблем со здоровьем.

Эх, всё конечно понятно (81 год — это не шутка), но не услышать вживую Johnny  B. Goode — это весьма обидно. В ответ пожелаем Чаку Берри еще долгих лет жизни, сил и вдохновения, чтобы еще и еще радовать нас своими концертами! А надменная инди-брит-поп-нью-рок-пост-панк молодежь пусть берет с него пример.

Смотрите как проходил концерт в нашем небольшом фотоотчете.

#