Яркое лоскутное «Столпотворение»
Андрей Мальцев
20 июля 2007 годаВ центре Москвы, в парке на Красной Пресне отгремел концерт группы «Primal Scream». Вообще-то, это был фестиваль, но так уж случилось, что остальные участники были настолько менее значимыми фигурами в музыке, что даже если бы сложили свои достижения в общий котёл, не смогли бы тягаться с хедлайнером. Россию на «Столпотворении» представляли такие группы как «Лакмус», «Blast», «Man Bites Dog» и «ГДР», а от «запада» выступили панки «Buck Brothers».
Родиной этой группы принято считать Великобританию, хотя братья «по призванию» (они не родственники) представляют три разных государства собственно, Великобританию, Ирландию и Швецию. Тема родства относительно этой группы могла всплыть ранее и совсем по другой причине барабанщик первого состава «Buck Brothers» является двоюродным братом лидера группы «Pulp» Джарвиса Кокера. Но в составе, приехавшем в Москву, за барабанами был уже совсем другой человек. «Buck Brothers» более всего известны жителям Северной Америки, а точнее, студенческому сообществу, так как именно по студенческому радио ротировали их синглы. В Канадских кампусах они получили наивысшее признание и в итоге даже удостоились награды как лучшие иностранные артисты на церемонии «Toronto Independent Music Awards». Самым известным их поклонником является Дэниел Рэдклифф, актёр, исполнитель роли Гарри Поттера, написавший как-то в своём блоге: «Buck Brothers are my new favourite». Бодрые и энергичные они представили московской публике набор оголтелых панк-зарисовок навроде «Girls, Skirts, Boots, Bikes». И всё могло бы действительно выглядеть интересно, если бы не приходилось учитывать тот факт, что выступление собрались посмотреть от силы полторы сотни человек. Музыканты держались профессионально, всячески подбадривали публику, но в их растерянных взглядах читалось непонимание. Поистине, со стороны казалось что происходит стриптиз в доме престарелых, очень немногочисленная публика довольно вяло реагировала на их старания, одаривая каждый номер жидкими аплодисментами. Надо отдать должное троице «Buck Brothers», несмотря не на что, они здорово отыграли свою программу, и не разу не дошли до колких шуточек типа «рок против аншлагов», что прозвучала из уст вокалиста «ГДР» Александра Андреева.
Да, столпотворения не вышло, и на это были несколько объективных причин. В тот день в Москве проходил ещё один музыкальный фестиваль с интересным составом «Avant Fest», а относительно недалеко от столицы, в тверской области, проходил хоть и не сильно пересекающийся по аудитории, но всё же решительно набирающий обороты фестиваль «Эммаус». Да ещё и погода подвела: в самый разгар лета было пасмурно, и по-осеннему прохладно. Но всё это не главное. Те, кто осознанно шёл в тот день на Пресню, в большинстве своём остались довольны.
Организаторы «Столпотворения» позаботились обо всех своих гостях. Каждый мог бесплатно получить дождевик, который этим вечером, так и не разродившемся, к счастью, дождём, можно было использовать как защиту от ветра. Многие располагались на них прямо перед сценой, разложив на траве. Не слишком большое количество зрителей в данном случае было скорее благом, так как никто никому не мешал, и места было предостаточно. Тем же, кто решил пропустить то или иное выступление, был предоставлен целый набор немузыкальных развлечений. Можно было перекусить, поваляться в шезлонге или обменять какие-нибудь бесполезные вещи на такие же бесполезные, кочующие вместе с фестивалем из одного города в другой. На «грядке желаний» можно было «посадить» воздушный шарик, с обозначенным на нём желанием. А для любителей более креативного отдыха предлагались площадки с названиями «фотошопная» и «арт-дартс». В первой, завершив одну из заготовленных организаторами фраз, можно было нанести её в виде надписи на футболку или тряпичную сумку; в арт-дартсе предлагалось изготовить бумажную «бомбочку», а после, наполнив её краской, метнуть в мольберт, на котором постепенно вырисовывалась необычайная картина. В общем, тем, кто пришёл со своей половиной или в компании друзей, предоставилась отличная возможность весело провести пару-тройку часов. Охрана фестиваля совершенно не портила настроения, секьюрити были вежливы, сдержаны и учтивы.
Тем временем подходил час выступления главных героев. Наступали сумерки, а гостей фестиваля в парке становилось всё больше. В итоге к появлению на сцене «Primal Scream» перед главной сценой фестиваля насчитывалось уже около полутора-двух тысяч человек.
Когда-то Primal Scream выступали на фестивале в Ридинге, где заставляли танцевать стотысячную толпу британской молодёжи. А их совместное с Depeche Mode турне по Штатам вошло в историю как одно из самых мощных по энергетике и скандальных рок-путешествий, и подробно освещалось в мировой прессе. В 2007-м концертный график группы далеко не тот, и составляет лишь десяток выступлений на не особо крупных фестивалях в ряде европейских городов. «Primal Scream» известны прежде всего своим стилевым непостоянством за более чем двадцатилетнюю историю они успели всё: поиграть классический рок и поп, побыть панками и озвучить призыв «убей всех хиппи». Но главное они вписали своё имя в рок-историю как новаторы, одними из первых скрестившие на заре девяностых рок и танцевальные элементы хауса, даба и эмбиента. Два альбома, вышедших с разницей в десять лет «Screamadelica» и «Xtrmntr» заставляли музыкальных критиков писать восторженные рецензии, после чего группа с необъяснимым постоянством делала всё, чтобы сменить милость критики на недоумение. Музыканты ни разу не продолжили развивать удачно найденную линию, и следующий за бестселлером альбом, как правило, оказывался провальным. В этом они все. Московской публике были представлены в основном «боевики», среди которых «Kill all Hippies», «Swastika Eyes», «Kowalski» эти названия, скорее всего, известны и тем, кто никогда не слышал ни одного альбома «Primal Scream». Не могло обойтись без «Rocks», «Jailbird», «Shoot speed kill light» и «Medication». Гиллеспи и компания выглядели на сцене как всегда оригинально: пока у микрофонной стойки флегматично раскачиваясь, глядя себе под ноги, поверх зрителей или вовсе повернувшись к ним спиной стоял стройный и элегантный Боб Гилеспи, за ним творилось настоящее рок-н-рольное безумство. Терзал свою гитару Кевин Шилдс, а басист Мэни постоянно корчил рожи и общался с залом, в чём ему периодически помогали две чернокожие бэк-вокалистки. На бис была исполнена «Movin on up» та самая, видеозапись исполнения которой на фестивале в Ридинге была закручена мной до дыр. Снова мелькнула мысль что «масштаб не тот», но её тут же сменило чувство благодарности ко всем, кто дал возможность увидеть этих именитых и далеко неординарных музыкантов, не уезжая далеко за пределы своей страны.