Второй белорусский фестиваль «Мост» собрал прыхільнікаў рока.
Алла Артемьева
25 июля 2014 годаФестиваль «Мост» проходит в Белоруссии второй год подряд. На этот раз двухдневный open-air состоялся на территории аэродрома Боровая под Минском в праздничные дни 3 — 4 июля, когда белорусы отмечали День Независимости страны и 70 лет ее освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
Фестивальная территория «Моста» разделена на огороженную фан-зону и так называемый «танцпол» — место вокруг «фанки», где также находились пункты общественного питания, санитарная зона, аттракционы и развлекательные точки от спонсоров. Не совсем понятным для обывателя стал режим входа на фестиваль — милиция удосужилась впускать посетителей одновременно с началом первых выступлений, поэтому на группах, открывавших фестиваль, было совсем мало людей. Еще одним очевидным минусом стал рекламный ход информационных спонсоров фестиваля — неким молодым людям в фан-зоне раздали флаги со спонсорскими логотипами и заставили ими размахивать таким образом, что людям на танцполе не было видно сцену с выступающими группами. По сравнению с прошлым годом не улучшился и общепит — только человек со стальным желудком может выдержать жареные пирожки и чебуреки. Очень жесткими остались требования к кемпингу — даже питьевую воду на территорию лагеря проносить нельзя. Из позитивных изменений можно отметить отсутствие милиции непосредственно на танцполе и в фан-зоне, так как в прошлом году доблестные охранники правопорядка пытались разнимать слэм, предполагая, что люди дерутся. Также на организаторах сказался положительный опыт других фестивалей, например, «Cтаре Місто» — так, в этом году сцены были расположены рядом, была общая для двух сцен фан-зона, и пока одна группа выступала, другая настраивалась.
Первый день фестиваля, 3 июля, начался с небольшим опозданием фактически с выступления белорусов RiliDope, потому что коротенькое выступление Валерии Садовской мало кто увидел. Rili Dope исполняют качевый рэп-кор в стиле Rage against the machine/Limp Bizkit, в чем музыканты, не стесняясь, сами признались со сцены. Пока народ подтягивался, на соседней сцене уже выступала англоязычная российская инди-поп-группа On-The-Go, которая практически ничем не запомнилась, но послушать, рассевшись в лаунж-зоне на креслах-подушках, было приятно. Следующими выступали российские металкорщики Stigmata, которые, судя по количеству людей в майках с их логотипом, имеют стабильную фан-базу в Белоруссии. Под них фан-зона ожила, народ слэмился и запускал серкл-питы*. У местной белорусскоязычной пост-панк-группы Akute также много «прыхiльникау» (бел. поклонник), тем более, что в 2012-м году Placebo выбрали ребят выступать у себя на разогреве в Минске.
«Дай дарогу!» в своем роде культовая в Белоруссии брестская панк-рок группа, их ироничные тексты растаскивают на цитаты, а простые, но заводные гитарные риффы заставляют попрыгать, чем, собственно, и занимались люди в уже практически заполненной фан-зоне.
Первый официальный хедлайнер, молодая английская соул-поп звезда JohnNewman задержал свое выступление на час, но народ терпеливо ждал. Выступление получилось коротким, всего 7 песен, но вполне задорным. Набриолиненный Джон вместе со своим бэндом всем своим видом показывал местным поп-исполнителям мастер-класс как надо выступать — мощный и плотный живой саунд вкупе с энергичным исполнением. 24-летний исполнитель закончил свой сет хитом «Love Me Again», который не слышал только разве только человек в танке.
Еще одним долгожданным подарком стало выступление GuanoApes. Слухи о возможном выступлении в Минске легендарной немецкой альт-рок-группы муссировались давно, но только в этом году организаторам «Моста» удалось договориться о выступлении. Музыканты старательно благодарили публику белорусским «Дзякуй!», которому их попытались научить на пресс-брифинге. Выступление получилось очень душевным — Сандра Насич перемежала новые и старые хиты небольшими словесными интерлюдиями, в которых рассказывала о тех или иных событиях и этапах своей жизни, к которым относились исполняемые песни. Группа сразу завела публику старым треком «Openyoureyes» и не отпускала в течение часа, сыграв в финале знаменитые «BiginJapan» и «Lordsoftheboards».
Совсем недавно выступление британской рок-группы Kasabian казалось несбыточным, но именно они стали последним хедлайнером дня. Если судить по короткому пресс-брифингу, на который пришел только гитарист и бэк-вокалист Серджио Пиццорно, то от выступления группы можно было ждать некой небрежности и халтурности. Но музыканты развеяли эти сомнения. Группа выступила мощно и задорно, не сфальшивив ни на самую малость ни в одном из элементов своего шоу — свет, звук, исполнение и поведение музыкантов на сцене были на высшем уровне. Несмотря на снижение температуры воздуха, людям было жарко — толпа танцевала и ходила ходуном как под старые хиты, так и под песни из свежего альбома «48:13». После положенного на выступление часа группа вышла на бис и отыграла еще три песни, повергнув публику в экстаз заменой слов «Get loose Get loose» на «BelarusBelarus» в песне «Vlad the impaler» — самое достойное завершение первого фестивального дня!
Ночью тех, у кого не отваливались ноги после такого количества выступлений, до утра в рамках Godskitchen Night Party развлекали электронные диджеи Dannic, Andrew Rayel, Paul Thomas, Gleb Glebov.
Второй фестивальный день начался вовремя, с выступления итальянцев Anthropos, играющих в стиле хард-н-хеви. Начав с достаточно ординарных, хоть и технично сыгранных, композиций, музыканты закончили выступление десятиминутным джемом, в котором солист устроил настоящее шоу, играя на клавишных различными частями тела. Бэнду не занимать и в плане апломба — на своей странице в facebook в афише фестиваля «Мост» ее участники поставили название своей группы сразу после Kasabian.
Белорусская группа Леприконсы, сыграв несколько старых песен, пригласили на сцену своего друга, резидента Comedy Club Вадима Галыгина, чем вызвали восторг у толпы. Ребята общались с публикой на «трасянке», исковерканном русском с белорусским акцентом, и исполнили несколько композиций из своего совместного проекта, который по стилю можно было бы охарактеризовать как колхозный или дворовой ска-шансон. Завершив выступление суперхитом «Хали-гали», группа уступила фестивальную зону местным пост-хардкорщикам Aspirin Rose, достаточно известным на белорусской клубной сцене. Их выступление получилось немного скомканным из-за кашеобразного звука и невнятного общения солиста с публикой — видно было, что парни волновались. Репертуар у Aspirin Rose на любителя — достаточно однообразный пост-хардкор, разбавленный на потеху публике каверами Pink «Fucking Perfect» и Backstreet Boys «Incomplete». Однако именно под них люди разогрелись, начался слэм и мош, в нескольких местах закрутились серкл-питы.
Выступление S°unduk задержалось на полчаса из-за того, что телеканал-спонсору вздумалось записать видеоподводку для своих заставок. По отношению к артистам, которые уже разместились на сцене, также как и к их поклонникам, это выглядело как неуважение. Музыка группы во главе с актрисой театра Анной Хитрик могла бы подойти для саундтрека к романтической комедии или мелодраме, и их появление на open-air смотрелось немного неуместным — «Сундуку» больше подходит клубный формат.
Примерно то же самое можно сказать и о Валентине Стрыкало — его сет получился по большей части лиричным, новые песни не произвели должного впечатления, а проверенные «роковые» композиции прозвучали ближе к окончанию концерта. Конечно же, выступление «Юрачки» прошло под несмолкающие крики женской части фестивальной публики.
Российская группа Louna, чей музыкальный стиль можно определить как альтернативный рок, можно было бы сравнить с выступавшими в первый день Guano Аpes, и сравнение было бы не в пользу россиян, несмотря на достаточно сильный вокал Лу. Однако простые тексты и незамысловатая музыка оставляли ощущение вторичности. Тем не менее, фанатов у группы много, выступление смотрелось живо и слаженно, народ с удовольствием прыгал, особенно под кавер на группу Кино «Перемен».
Неожиданно самой популярной группой в официальном паблике «Вконтакте» фестиваля «Мост» стала группа Skillet — незнакомые люди списывались и договаривались о совместном слэме в фан-зоне, делились слухами по поводу возможного отмена приезда группы в Минск. На деле, христианская рок-группа оказалась слабым клоном Three Days Grace. Несмотря на стильный видеоряд, жанровая повторность сыграла с американцами дурную шутку — для человека, слышащего бэнд в первый раз, каждая из композиций была похожа на предыдущую. Фанатам было весело, а остальным скучно.
Последним выступлением фестиваля стало шоу от группировки Ленинград. В составе группы с недавних пор произошли изменения — Юля Коган покинула группу и ее вокальные партии исполнила вторая солистка «Ленинграда» Алиса Вокс-Бурмистрова. Начало концерта, когда первые четыре песни были исполнены без употребления нецензурной лексики, позволило усомниться в словах, сказанным Шнуровым на пресс-брифинге в отношении российского закона о запрете мата в ТВ, на театральной сцене и в музыке — «Мои песни живут дольше законов». Однако уже через пятнадцать минут после начала, публика массово скандировала слово из трех букв, несмотря на подтянувшиеся вплотную к посетителям фестиваля усиленные отряды милиции (в Республике Беларусь запрещена нецензурная брань в общественном месте). Полутарочасовое выступление с выходом на бис окончательно «добило» фестивальную публику — усидеть, постоять и не потанцевать мог разве что мертвый, прыгали все!
Если прошлогодний «Мост» можно было назвать не блином, а «комом», то к этому году, несмотря на все оставшиеся минусы, претензий гораздо меньше — состав исполнителей более сильный, звук практически везде хороший, милицейский надзор меньше. И если организаторы учтут конструктивную критику, то у них получится вывести фестиваль на европейский уровень. Также неясна судьба места проведения «Моста» в следующем году — существует вероятность застройки территории аэродрома Боровая жилыми кварталами. Что ж, поживем — увидим.
Прим.:
* Серкл-пит, Circle Pit (англ. «бег по кругу») . Довольно интересный стиль моша. Толпа образует круг-хоровод, размер которого напрямую зависит от размаха мероприятия. На самом деле, древняя русская забава — становиться в круг и водить хоровод под песни — названия таковой в СССР просто не знали, впрочем, слова похоже не было в природе.