Blastfest-2012. Bloc Party, Astronautalis и другие

Кристина Крыжановская  

28 ноября 2012 года

В отличие от предыдущих сборищ, Blastfest-2012 представил зрителям в большинстве своём отечественные команды и их творчество на русском языке, тогда как в прошлом году в особенности на малой сцене доминировали англичане, как количественно, так и качественно. Это уже третий по счёту фестиваль, задача которого представить слушателям наиболее интересную англоязычную(!) музыку нашего времени, ярким представителем которой являются и сами организаторы фестиваля, московская группа Blast.

С именем вашего покорного слуги на устах открыла фестиваль на большой сцене группа «НАС НЕТ» с песней «Кристина». Команда из Санкт-Петербурга утверждает, что не придерживается одного музыкального направления, критики в их творчестве находят влияние ранних Muse (разве что внешним видом фронтмен Никита Стерх напоминает Мэттью Беллами и Брайана Молко в одном лице), Нирваны и даже Земфиры, но исходя из звучания, характерного экспрессивного пения и депрессивных текстов, явно напрашивается сравнение с другими питерскими коллегами по цеху группой Animal ДжаZ. Надо отдать ребятам должное — они раскачали первые ряды собравшихся у сцены и достойно справились со сложной задачей выступить первыми.

Сменили питерцев москвичи из EASY M — англоязычная команда избравшая своим направлением nu disco. Что-то сродни синтипопу, хаусу, электроклэшу в уже привычных нынче клубных аранжировках напомнило нам, что, как и само понятие «брит-поп», так и фестиваль несущий «жанр» в массы изначально обречены запутаться в стилевых нюансах.

И первая и вторая команды заявили о своём существовании совсем недавно и только готовятся представить слушателю свои дебютные альбомы. А вот следом, будто с угрозой «мы всё ещё рок-группа, а никакой там не брит-поп», с приветом из 90-х, на сцене обнаружили себя несколько позабытые Гитары Stereo. Снискав некий успех в родном Калининграде, парни некогда перебрались в Москву и попали на глаза небезызвестному Евгению ХавтануБраво»), который и взялся их продюсировать. И надо сказать — зря, как и то, что они оказались на фестивале, призванном выявлять и поддерживать молодых талантливых исполнителей. Выступление «Гитар» не только заставило приуныть молодёжь, но и позволило малой сцене увеличить приток публики в несколько раз.

А там, тем временем, уже отыграли незапоминающиеся в общем контексте The Vs и Chestars. Poko Cox, он же Константин Похвалин, уже бывал на Blastfest в 2011году в качестве гитариста Tesla Boy. Его сольное творчество мало чем отличается от вышеупомянутой команды, начиная от посыла «электронный поп-рок» и заканчивая участием в проекте басиста тех же Tesla Boy Димы Мидборна. Однако поклонников качественного синти-попа в роковой обработке в Milke собралось предостаточно. И стильные харизматичные ребята не разочаровали аудиторию и заставили зал двигаться в такт своим минималистичным электронным пульсациям.

The Vice — одна из тех команд, которую больше всего ожидаешь увидеть на таком мероприятии. Гитарная поп-роковая группа, с добрыми английскими текстами, с приличной долей битлизма и желанием покорять. Ребята энергично отыграли свою программу, выложились и заставили потанцевать слушателей — это было то самое выступление на брит-роковом фестивале. И хочется спросить организаторов: почему малая сцена?

В одно время с The Vice вдарили по брит-попу сами организаторы фестиваля — группа Blast. Ориентированные на запад, но не оставляющие попыток внедриться в сознание соотечественников, отличными гитарными рифами и чёткими сбивками музыканты Blast сгладили неудовольствие от предыдущей команды главной сцены и качественно предварили выход долгожданных звёзд из Туманного Альбиона.

На основное блюдо, они же — десерт, хэдлайнеры. На малую сцену заглянул американец Чарльз Эндрю Босуэлл, скрывающийся за вывеской Astronautalis. Татуированный красавчик и стиляга Энди очаровал всех своей улыбкой и ярко отыграл свой сет. Его творчество сложно отнести к какому-либо жанру и втиснуть в рамки, будь то гитарный рок (что очевидно прослеживается в канве его музыки) или реп-откровения (Энди — обладатель запоминающегося тембра, прекрасный рассказчик и автор оригинальных текстов), однако принято считать, что он работает в рамках независимого (или, как у нас говорят, альтернативного) хип-хопа. Полгода назад Энди уже был в Москве, но в этот раз он приехал с ударником и гитаристом/бэк-вокалистом, и надо отметить, что эффект был несомненно мощнее — если уж парень покорил всех выступлением под минус, что уж говорить. Многие в зале прошли не одну сотню километров только ради Astronautalis, и не удивительно, как были разгневаны, разочарованны и недовольны фанаты — выступление продлилось не более получаса. Ещё одна странная несправедливость от организаторов фестиваля.

Продвижение неизвестных юных дарований в англоманской музыке — это несомненно прекрасно, но как мы успели убедиться, Blastfest воспринимается как концерт одного артиста — главной приглашённой звезды. Вот и на этот раз фестиваль осветили своим присутствием Bloc Party — представители английского инди-рока. Четвёрка заводных парней впервые приехала в Россию и презентовала свой четвёртый же альбом — это был поистине долгожданный сет, да так что на сравнительно нежной «This Modern Love» фанаты принялись слэмиться. Было заметно, как самим музыкантам понравился приём. Вокалист Келе Окереке с гитарой охотился на обнажённого по пояс барабанщика Мэтта Тонга на «Like Eating Glass», активно заигрывал с публикой и даже сплясал гопак на «One More Chance». Кстати последней очень порадовали — песня прозвучала невообразимо вкусно в живом исполнении и оказалась мало кому известна из присутствующих (ибо мало кто любит бисайды и ремиксы, но и там-то иногда можно найти что-то совершенно особенное), что, однако, не помешало залу спеть её с Келе громогласным хором. Всего треклист насчитал восемь композиций с новой пластинки и конечно же махровые хиты «Hunting For Witches», «Helicopter» и «Banquet». Непредвиденной оказалась «Blue Light» — её группа исполнила добровольно и незапланированно.

В целом Blastfest-2012 удался. Вот только хочется пожелать организаторам всё же определиться в жанрово-стилистических предпочтениях, а лучше — следовать изначально выбранной концепции. Ну и конечно же, ждём продолжения!

#