«Мамон-Лобан». В ЦДХ показали фильм Сергея Лобана «Мамон-Лобан», или «Петр Николаевич из 3-го подъезда»
Евгений Юлаев
25 октября 2011 годаИдея снять фильм Мамонова о Мамонове пришла к Петру Николаевичу после просмотра телевизионных сюжетов о нем самом, снятых к его недавнему юбилею. «Он все эти фильмы смотрел и с каждым разом становился от них все грустнее», объясняет режиссер Сергей Лобан, смонтировавший «Мамон-Лобан». Он заявлен, как режиссер фильма, однако поставил его сам Мамонов, а оператором выступил сын Мамонова Иван. Снятый материал получился суровым, правдивым и дико скучным, по словам Лобана, и он предложил «сделать из этого такой... гротесковый, веселый фильм. В результате получился своего рода стенд-ап этого человека о том, какой он на самом деле крутой».
В фильме три линии — вот Мамонов в своем сельском дому рассуждает о Боге, вот он возле дома и далее в поле по колено в снегу несколько на взводе вещает о собственном величии и уникальности. И вот он, перебегая строго на красный и с темы на тему уже летом проводит экскурсию по местам бурной молодости — Цветной бульвар, Трубная площадь, Петровский бульвар, памятник Высоцкому («Владимир Высоцкий, Большой Каретный 17, Петр Мамонов, Большой Каретный 15 — я понимаю, бывают совпадения, но в этом мире ничего не бывает случайного»...), Страстной бульвар, Пушкинская площадь. Не смотря на то, что любой монолог Мамонова скатывается (или восходит) в проповедь, фильм получился абсурдистски-комичным, как он, в принципе и задумывался. Каждая вторая реплика с экрана была встречена хохотом в переполненном зале, хотя иногда создавалось впечатление, что публика несколько переигрывает — явно не всякая фраза была произнесена с расчетом сорвать смех и аплодисменты.
Мамонов появился в зале к середине сеанса для того, чтобы убедиться в том, что это фильм скорее для домашнего просмотра, о чем он не раз заявил позднее, так как видеть эту огромную скороговорящую голову в течение часа несколько тяжело. Кстати, фильм выходит на DVD, в оформлении которого принял участие сам автор.
После просмотра Сергей Лобан кратко рассказал о создании фильма, который имел рабочее название «Аэробус любви», упомянув, что такие фильмы о самом себе — модный тренд, например, подобный автопортрет снял корейский режиссер Ким Ки Дук. Затем, оценив свои шансы на сцене против такого зубра моноспектаклей, как Мамонов, Лобан тихо удалился. Зрителям было предложено задавать вопросы в записках, но не на все из них был получен ответ, так как Петр Николаевич может бесконечно развивать любую тему, даже без направляющих вопросов. В беседе были затронуты такие персоналии и явления, как Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Джеймс Браун, Виктор Цой, Рей Чарльз, трип-хоп, Брайан Ино, Владимир Путин, Жан Габен, Фернандель, Василий Шумов, бросание пить вымещением, строительство загородных домов, опасность проповедования в кругу семьи и многое другое. Гитары при артисте не было, поэтому художественная часть творческой встречи ограничилась исполненными полу-рэпом «Бог на нашей стороне» и русифицированным блюзом «Stormy Monday». Вопросы Мамонов читал сразу вслух, не обошлось и без пары острых, но в целом публика выглядела умиленной и разошлась, вновь уяснив простую истину о том, что «не надо пытаться улучшить мир — улучшай себя, и добро заполнит пространство вокруг тебя, ибо доброе тянется к доброму».