Песни с восклицательным знаком из прошлого. Группа АВИА выступила в Москве

Роман Сысоев  

18 ноября 2010 года

Мастера синтеза музыки, театра и сценографии, воплощаемых в массовых перфомансах восьмидесятых, группа АВИА выступила с долгожданным концертом в новом столичном клубе China Town Cafe. Конечно, это был уже не тот состав из десятков человек с пафосным пародийно-гротесковым шоу, клуб Чайна Таун — уже по названию ясно, такое же маленькое компактное заведение, как китайские улочки (хутоны).

Впрочем, несмотря на то, что на сцене было всего 4-ре человека, звучали песни сочно и бодро, а двое из четверых участников — те самые основатели Анти-Вокально-Инструментального Ансамбля в 1985 году Николай Гусев (клавишные, программинг, вокал) и Алексей Рахов (гитара, саксофон). Еще одним участником концерта был саксофонист Евгений Жданов, примкнувший к АВИА еще в 1988 году. Четвертой участницей ныне стала девушка-саксофонистка, заменяющая собой всех прежних ряженых участниц шоу группы (доходившей до 18 человек), устраивавшей знаменитый костюмированный перформанс, позже усеченной до так называемой «физкультурной секции». Девушка была «прикинута» в образе пионерки с косичками, однажды даже взмахнула красными «артековскими» флажками, впрочем, очень робко, играть у нее получается куда внятней. Элементы былого шоу-балагана, также, всячески пытались восполнить Жданов и Рахов, «шаля» и так и эдак, с инструментом и без. Жданов гримасничал и бил деревянной ложкой по большой тарелке от ударной установки, периодически уговаривал быть поактивней и не стесняться скромную саксофонистку, раззадоривая Рахова и читая между песнями стихи-воззвания. Смотрелось это вполне уместно и забавно, стыдно за ветеранов сцены не было.

Выглядят все участники прекрасно. Отметивший в этом году 50-летие Алексей Рахов смотрится очень интеллигентно-подтянуто, а Николай Гусев так и вообще почти такой же, как был более двух десятилетий назад, кажется, люди такого типажа вообще не стареют. В общем, АВИА «зажгли» — это заезженное ныне слово тут максимально уместно. Концерт был заявлен в анонсах как «презентация новой программы «Жизнь после жизни», но что-то ничего такого уж «нового» тут обнаружить не удалось, да и нужно ли? АВИА воскресили в памяти свои маршево-гимновые и бесконечно позитивные вещи из альбомов «ВСЕМЪ!» и «Ура!», исполнив первый практически целиком. Кто слушал тогда АВИА, помнят эти песни-гимны, приведем эти названия и здесь, для воссоздания атмосферы, и после каждого упоминания необходимо восклицать «Да-да!», «Ооо!» и напевать (слова некоторых в скобках): «АВИАВИА», «Ночью в карауле», «Семафор», «Проснись и пой!» (сомненья все — долой!), «Праздник» (Делай раз! Делай два! Делай три!), «Весенняя массовая» (Йохохо-хо-хо, шалалай-ла-ла!), «Раз-два — шире шаг!», «Голова» (как мозоль, не страшна любая боль), «Колыбельная» (Будет гром фанфар, будет Солнца жар!) и другие. Все те редкие творения, что лично я не опознал, видимо, принадлежат альбому «Песни о природе и любви», записанному трио Гусев-Рахов-Жданов в 1995 году.

Финальными стали, конечно же, песни «Я не люблю Тебя» и «До Свиданья» («Урок Русского Языка-II»), сильно прославившиеся в свое время после появления в мегапопулярной телепрограмме 70-х-80-х годов «Утренняя Почта». Для тех лет видеоряд «Я не люблю тебя» выглядел по-настоящему прорывным и стильным. «Думаю, что в тот день, когда этот клип показали по „Утренней почте“, в стране случилось мини-землетрясение от разом упавших мужских челюстей и женских утюгов (по воскресеньям у женщин было принято гладить постиранное белье)» — емко описал это событие один из авторов в сообществе «Все о музыке 80-х годов прошлого века» одной соцсети.

Помимо ностальгических воспоминаний, посетили меня во время концерта следующие мысли. Музыка АВИА с её мажорными звуками духовых инструментов в духе ска-джаз, вокальными партиями-речетативами и тогдашнее, классическое шоу, наполненное буффонадами, пантомимой, акробатикой, в наши времена частично воскрешены в сценических безобразиях «Группировки Ленинград», с той лишь разницей, что в 80-е эпатаж достигался стебом на официозную линию, доводя до абсурда значительный пласт советской массовой культуры, у Шнурова же всё замешано на «народном фольклоре». Эстетика противоположная, саунд и эффект схожие. И другая мысль — как нынче модно — реунион АВИА еще-когда-нибудь должен быть достойно и со всем размахом реконструирован — с декорациями и массовкой, это должно произойти на каком-нибудь летнем опен-эйре с большой сценой и многотысячным скоплением людей, по типу Нашествия. Это будет вкусно, вот и готовая идея сценаристам-краеативщикам от шоу-биза. А можно сделать и двойной стёб — стёб на сам стёб: без предупреждения грохнуть выступлением АВИА в оригинальном варианте на каком-нибудь празднике Дня Города на большой площади, промеж киркоровых и елен воробей — то-то зевак наберется, которые долго будут приходить в себя!

Но, наверное, как всегда требуется спонсор...

Видео с концерта:

#