Юбилей Леннона Москва отпраздновала по-настоящему, хоть и с ненастоящими The Beatles — Bootleg Beatles
Роман Сысоев
15 октября 2010 годаВ то время как по всему миру отмечается юбилей со дня рождения Джона Леннона, Москва не ударила в салат лицом — в российскую столицу была приглашена старейшая, а потому, можно сказать, главная трибьют-группа мира, исполняющая песни ливерпульской четверки, Bootleg Beatles . Что в переводе, впрочем, и значит, буквально «поддельные», «ненастоящие», «„подпольные“ Битлз». Но они весьма похожи на настоящих, даже несмотря на то, что их Пол МакКартни не левша.
The Bootleg Beatles собрались еще при жизни Леннона, в марте 1980 года — все началось с мюзикла «Битломания» (Beatlemania), который с успехом шел на Бродвее около полугода и, наконец, была закрыт, оставив четырех «клонированных» Beatles на улицах Лондона. Но заработанные на мюзикле деньги музыканты и вложили в создание битловского трибьюта. Судя по чьим-то подсчетам, за свою 30-летнюю историю The Bootleg Beatles сыграли примерно 4 тысячи концертов. Когда-то, в рамках тура, посвященного 60-летию Джона, они побывали в СССР и тому есть живые свидетели. При полном аншлаге были сыграны семь концертов в ГЦКЗ «Россия» и пять выступлений прошли в самом крупном концертном зале Санкт-Петербурга — ДС «Юбилейный». На концертах царила почти та же истерия, что и на настоящих битловских. Это был 82-й год, самое «яблочко» времен брежневской «эпохи застоя». Западные СМИ, само собой разумеется, активно освещали это событие, нехарактерное для Советского Союза. Получилось так, что история с приездом в СССР принесла группе большую популярность и ей, наконец, посыпались приглашения из других стран. Так что песня «Back in the USSR» для этих музыкантов во время нынешнего приезда в Россию стала уже совсем биографичной — этого даже самим «Битлам» ощутить не удалось*.
«Нелегальные ненастоящие» Beatles пользуются легальной поддержкой множества настоящих легендарных рок групп** — оно и понятно, ведь «мы так любили Битлз», как поется в старой эстрадной советской песне. И любим, похоже, теперь с каждым годом только больше. Интересно, что «Джоном» в группе стал человек с фамилией Харрисон (именем Нейл, Neil Harrison), он и «как бы Харрисон» (Андре Барро, Andre Barreau) — бессменные участники The Bootleg Beatles, а вот с «Полом» и «Ринго» случались перемены. Дэвид «Пол» Катлин-Бёч (David Catlin-Birch) уходил из группы более чем на 14 лет, вернувшись в образ МакКартни в начале нулевых, а нынешний «Ринго», Хьюго Дегенхардт (Hugo Degenhardt) пришел в группу около 6-ти лет назад, сменив другого барабанщика «Бутлегов» (как и было у самого квартета, когда Пита Бэста сменил Старр). Участники группы записывались и выступали с различными музыкантами и коллективами, например, «Пол» — в качестве гитариста, басиста, бэк-вокалиста, и даже барабанщика и клавишника с Eurythmics, Стиви Уандером, Джо Кокером, Робби Уильямсом и даже настоящим Ринго Старром. А «Ринго» сотрудничает, также, с Робби Уильямсом, и такими исполнителями как Брайан Ферри, Стив Хаккет , Кайли Миноуг, Род Стюарт и Джек Брюс. Группа выступала на юбилее королевы Елизаветы Второй. А на одной из встреч с музыкантами Джордж Харрисон пошутил — «Наверняка, вы знаете аккорды битловских песен лучше, чем я», а также побеспокоился «а где Bootleg Брайан Эпстайн? Ведь у него же все деньги!».
Концерт в московском клубе «Milk» был несколько усеченной версией полного варианта от «Бутлеговцев», на сей раз, они выступили около 1 часа 20 минут, представив, четыре периода битловского творчества, иллюстрируя их не только песнями, но и сменой одежды. Вот они — ранние битлы во френчах, затем они облачились в костюмы героев «Sgt.Peppers», потом был «Magical Mystery Tour» и, наконец, «Бутлеги» подошли к последним дням существования квартета, альбому «Abbey Road», «прикинувшись» соответственно. Без париков тут тоже никак, потому вопрос «а они и в обычной своей жизни тоже в образе» отпадает сам собой. Но особенно схож внешне был «Пол», особенно когда надел красный пиджак (в таком Пол Маккарти выступал на Красной Площади в 2003 году). Хорош был и «юбиляр Джон», играющий на клавишных и гитаре попеременно. Диалоги содействовали приданию эффекта попадания в прошлое — предваряя песню Леннона, «как бы Леннон» говорил что-то вроде «это песня Джона... ну, то есть моя песня», или же «now we’ll play our new singl, it’s called Strawberry Fields»... Можно было уловить и легкий юмор в адрес Йоко...
Были и знаменитые, можно сказать обязательные сольные номера для каждого из участников, исполненные под собственный аккомпанемент — «Yesterday» Пола, «While My Guitar Gently Weeps» Джорджа в версии 90-х годов, вышедшей на пластинке «Beatles Anthology 3»*** (жаль, что мы так и не дождались «Something») и, наконец, конечно же, «Imagine» Джона. Ринго, как и полагается, не только «стучал», но и вокалировал на соответствующих песнях, исполняемых им на записях оригинального квартета.
The Bootleg Beatles концертируют с небольшим оркестром, состоящим из музыкантов, играющих на духовых и клавишных инструментах. Тут тебе и альты с тромбонами и валторной, и флейта, и скрипка, и сакс... Музыканты оркестра не только играют, но и создают «танцевальную поддержку» концерта, в свободное от музицирования время всячески веселясь и синхронно двигаясь.
Ближе к финалу, на бис, вместе с залом музыканты затянули «Hey Jude». А закончился концерт на мажорной ноте песней «Back In The USSR». Впрочем, это было в хорошем смысле предсказуемо!..
Резюмируя воспоминания об этом путешествии в прекрасные 60-е, можно сказать, что Москве посчастливилось вполне достойно отпраздновать 70-летие музыканта, ставшего одним из создателей, без преувеличения, лучшей группы всех времен и народов!..
* По непроверенным данным, The Bootleg Beatles уже были в России лет пять назад на каком-то закрытом мероприятии а-ля «корпоратив».
** Интересный и забавный факт: Вокалист Pink Floyd Дэвид Гилмор (David Gilmour) на вечеринку к своему 50-летнему юбилею в 1996 году пригласил выступить The Bootleg Beatles. Завершал пати в тот вечер трибьют-бэнд The Australian Pink Floyd Show. «Всегда мечтал иметь «Битлз» на разогреве у «Флойд» («always wanted to have the Beatles support Pink Floyd») — шутил тогда Гилмор.
*** Она содержит куплет, которого нет в официальной версии:
I look from the wings at the play you are staging
While my guitar gently weeps
As I’m sitting here doing nothing but ageing
Still my guitar gently weeps.