Оззи Осборн в Москве показал настоящий рок без поп

Роман Сысоев  

17 сентября 2010 года

С ума сойти — когда Джон Майкл Осборн, в народе просто Оззи (Ozzy Osbourne), впервые приезжал в Москву, «великому и ужасному» было чуть больше, чем автору этой статьи сейчас. И вот, спустя чуть более двух десятков лет, я-таки лицезрел Самого Осборна, уже пенсионера рок-н-ролла, дедушку графа Дракулу-2. Но, если честно, то для меня Оззи скорее дядя, дедушкой он видится для многочисленных тинейджеров, наполнивших часть зала «Мегаспорт» в Москве 13 сентября 2010 года — и весьма отрадно, что «свежая кровь» также чтит легендарного рокера и ходит на его концерты. Основной же аудиторией этого аншлагового московского концерта Оззи Осборна были, все же, те, кому «немного за тридцать». Мало из тех, кто был жив в вышеупомянутом 1989 рискуют пойти теперь в фан-зону, будто стесняясь, что они вообще пришли на рок-концерт. Кто-то взял «сидячий» билет на трибуну, но некие решили «отжечь», размахивая «козой» и пробираясь поближе к сцене. Я был в их числе — какие же это, все же, забытые, а потому интересные ощущения...

Осборн прекрасно выглядит, как известно, во второй половине нулевых он взялся за ум, а точнее за тело (которое не так давно завещал после ухода в мир иной науке), став примером ЗОЖ настолько, что в июле этого года журнал Rolling Stone пригласил его вести спецколонку на эту тему. Не сказать, что он был пьян — нет, скорее он был совершенно трезв. И подходя на паузах к стойке с бутылочками отхлебывал какого-то соку или минералки. А так, все тоже — легкая сутулость и семенящая пробежка, давняя часть имиджа. Гримасы, «боевая раскраска», ведра воды в зал, подбадривания публики размахиванием открытых ладоней «давай-давай» и знаменитые «Let’s go fucking crazy», «It’s ok to be crazy/it feels good to be crazy» — к этому паровозиком. На черной майке «Князя Тьмы» (больше напоминающего, как заметил кто-то, Санта-Клауса для взрослых) вышитые стразами — спереди крест, а на спине — трогательные аккуратные, робко сложенные крылышки ангелочка. Совсем уж скромное по техническому оснащению, шоу делал сам Оззи — и никакого особого света, дыма или пиротехники уже не надо — на сцене один из знаменитых шутов классики рока! Почти 2 часа «рубилова» не выдерживают и совсем юные представители жанра, кроме того — Москве повезло больше Питера, ибо здесь Оззи «развели» спеть на две песни больше! Заключительный, уже второй «бис» состоял из старой вещицы времен Black Sabbath «Into the Void», а завершилось все «Flying High Again» из знаменитого «Дневника Сумасшедшего» сольного Осборна. Что касается всего сет-листа концерта (как в Питере, так и в Москве), то, может кто-то и расстроился, но здесь практически отсутствовали баллады — были забыты «попсовые» радийно-телевизионные «Dreamer» и «I just want you» (впрочем, к сожалению, из моего любимого и ностальгического «Ozzmosis» вообще ничего не было). Однако, одна только «Mama, I’m coming home», исполненная в первом выходе на «бис», стоит многих баллад в этом жанре. Зал покрылся огоньками — теперь уже не как в 89-м из спичек и зажигалок, но из айфонов и прочих крутых и не сильно мобилок. Я, рискуя показаться ретроградом, чиркнул зажигалкой фирмы Feudor (подобранной, к слову, на концерте U2).

Из недавнего же релиза Ozzy Osbourne «Scream», которому, дескать, и был посвящен нынешний гастроль, была представлена лишь «Let Me Hear You Scream».

А музыканты кто? Ох, музыканты у Оззи отменные и музыкальная «семейка Осборнов» привнесла молодого задора в концерт 61-летнего артиста. Новый гитарист, занявший место Закка Уайлда (Zakk Wylde), это Gus G (Гас Джи, настоящее имя — Костас Карамитроудис, это греческое; у Гаса есть собственная группа Firewind). Длинноволосый брюнет любил подольше задерживаться у воздушной пушки (вентилятора), что создавало героический «клипешный» образ: мэн наяривает соляки, а его волосы разлетаются в стороны, будто тот солирует, стоя, скажем, на крыше несущегося на всех парах поезда. По другую часть сцены, у басиста Бласко (Blasko) тоже стоял «героический поддув», однако, то ли хаер у него жиже, то ли пушка дула слабее, то ли не было желания лицо обветривать, но Бласко больше двигался по сцене, видимо, полностью растворившись в ритме бас-гитары. А клавишником у Оззи работает Адам Уэйкмэн (Adam Wakeman). Да-да, сходство фамилий не случайно, Адам — сын легендарного клавишника, участника группы Yes Рика Уэйкмана (Rick Wakeman). Одних клавиш Адаму мало — порой он оставлял их и оказывал концертному саунду ритм-гитарную поддержку.

За установкой с «двумя котлами» (бас-бочками) восседает барабанщик Томми Клуфетос (Tommy Clufetos). Вышеупомянутый «яростный парень» Гас Джи в середине концерта «вонзил» соло минут на пять, не побрезгав традиционным вплетением русской «Калинки». «Соляк» перерос в барабанное соло Томми, который «вырубил» публику минуты за четыре. Заодно в этом промежутке отыграли «Rat Salad».

И все эти соляки плавно переросли в устрашающий «Iron Man». Но самый экстаз зал ощутил, конечно, под «Crazy Train». Тут Осборн решил слегка охладить пыл фэнов и вылил на публику ведра четыре воды. Но это, в прямом смысле, капля в море в сравнении с аквапарком, который он устроил на предыдущем концерте в Москве в 2007-м, где, по рассказам, было пролито порядком больше, в «Мегаспорте» я насчитал не более 6-7 ведерок за весь вечер. Впрочем, как полагается, прежде чем поливать толпу, Оззи, «освещая воду», опускал в ведро голову и, вынув ее, тряс хайром, излучая море брызг, как вылезший из реки пёс. На прошлый свой гастроль рок-легенда эпатировала народ оголенной попой. На сей раз поп показано не было, гримас, пантомимы «распятие» и пассов рук для веселья было предостаточно.

Как ни умоляла плача громогласным хором публика, «No More Tears» исполнена не была (хотя на недавнем концерте в Стокгольме она-таки прозвучала). Впрочем, два часа «давать жару» — к такому празднику никаких претензий быть не может. Потому, покланявшись до самого пола, Оззи Сотоварищи удалились, а толпа организованно направилась к выходу, обсуждая встречу с детством...

Ozzy Osbourne исполнил:

1.Bark at the Moon
2. Let Me Hear You Scream
3. Mr. Crowley
4. I Don’t Know
5. War Pigs
6. Suicide Solution
7. Road to Nowhere
8. Shot in the Dark
9. Gus G. Guitar Solo
10. Rat Salad / Tommy Clufetos Drum Solo
11. Iron Man
12. Killer of Giants
13. I Don’t Want to Change the World
14. Fairies Wear Boots
15. Crazy Train

Encore:

16. Mama, I’m Coming Home
17. Paranoid

Encore 2:

18. Into the Void
19. Flying High Again

#