«STEREOLETO»: глоток чистого AIR
Андрей Мальцев
26 июня 2007 годаСостав участников «Stereoleto» изначально был невелик, но после того, как отменили выступление одной из заявленных групп, фестиваль и вовсе превратился в сольный концерт французского дуэта «Air» с американской группой «Brazilian Girls» на разогреве. Очевидно, поклонников «Bent» среди пришедших в «Б1» было не очень много, тем не менее, познакомиться с группой, «звучание которой традиционно сравнивают с Air, Moby, Badly Drawn Boy», было бы интересно. Начало фестиваля сместилось с изначально намеченных 19:00 почти на десять вечера, и в огромной очереди, растянувшейся вдоль здания на Орджоникидзе на сотни метров, даже появились желающие сдать билеты, а заскучавшие представители прессы начали снимать камерами очередь к клубу. Но те, кто не поддался панике, были в итоге вознаграждены незабываемыми выступлениями двух интереснейших коллективов, а также бесплатными сигаретами от одного спонсора, и, хотя и недешёвым, но вкуснейшим пивом от другого. Сама площадка «Б1 Максимум» заслуживает всяческих похвал, однако об этом уже неоднократно говорили в различных источниках, и ничего принципиально нового мы не добавим.
Группу «Brazilian Girls» в России знали, пожалуй, лишь те, кто накануне фестиваля наводил справки об участниках. Поэтому для большинства зрителей они стали открытием. Энергичная смесь из различных музыкальных стилей от реггей до хауса, органично сплетённая музыкантами в оригинальные композиции, озвученные вокалисткой Сабиной с внешностью Нелли Фуртадо и повадками Бьорк, заставили оторваться от бара тех, кто собирался было пропустить «разогревающий» коллектив. А может быть, взгляды привлекла короткая юбка Сабины или раскрывшийся вскоре после начала выступления зеркальный круг за её спиной? В любом случае, если и воспринимать сет «Brazilian Girls» как разогрев, то это такой разогрев, о котором мечтает любая группа. Они действительно «зажгли» зал с пол-оборота, публика подпевала ещё полчаса назад незнакомые припевы, причём на пяти разных языках. Музыканты чувствовали себя на московской сцене абсолютно расковано, курили, пили пиво, и держали контакт с залом как настоящие профессионалы. Выступление воспринималось легко, и пронеслось очень быстро. И хотя все ожидали появления «Air», никто не отказался бы от того, чтобы «Brazilian Girls» чуть дольше оставались на сцене.
Несмотря на то, что и «Brazilian Girls», и «Air» в рамках одного фестиваля воспринимались вполне органично, пожалуй, сложно сказать, что ещё объединяет эти два коллектива, кроме профессионализма. На «Air» была совершенно иная атмосфера. От аппаратуры на огромной сцене «Б1 Максимум» практически не оставалось места, и извлекаемые из неё звуки с первыми аккордами унесли присутствующих в зале куда-то очень далеко, в иное время, и вообще в иное измерение. Было какое-то ощущение сказки. Неоднократно вспоминались кадры любимого фильма детства «Гостья из будущего» будто ты школьник, оказавшийся в далёком будущем на концерте группы, исполнявшей какую-то кристально чистую, искреннюю и очень красивую музыку. Одетые в сверкающе-белые костюмы Жан-Бенуа Дюнке и Николя Годин никак не походили на героев дня сегодняшнего- они явно были из того самого мирного будущего.
Как же неправы были те, кто считал, что музыку «Air» можно слушать, только расположившись на мягких диванах какого-нибудь лаундж-кафе! Нет, концертный вариант «Air» это полноценное музыкальное действо, в котором звучание многочисленных аналоговых синтезаторов дополняется живыми гитарами и ударными. Концертные аранжировки существенно отличались от студийных записей, и местами напоминали без малого «Pink Floyd». В прекрасно выстроенной программе чередовались медленные и ритмичные композиции, песни и инструментальные зарисовки; чистый и «компьютерный» вокал. Неизменное «спасибо» после каждой песни, иногда звучавшее через вокодер. В самом начале концерта были исполнены хиты «Cherry Blossom Girl» и «Surfing On A Rocket». Уже после этого в голове мелькнуло что-то вроде «Увидеть Париж и умереть», настолько глубоко тронуло услышанное. Но было рано прощаться. Нужно было ещё услышать «Playground Love» тему из фильма Софьи Копполы «Девственницы-самоубийцы». Песня прозвучала без слов, и гениальная мелодия восхитила вновь. Были исполнены несколько песен из нового альбома «Pocket Symphony», большинство треков с диска «Talkie Walkie» и некоторые ранние композиции из десятилетней истории дуэта. Разумеется, был выход на бис просто нельзя было не вернуться в зал, который ревел так, что это было слышно, наверное, в паре кварталах от клуба. Кто-то сказал «они умеют красиво завершить концерт»: в финале зрители были одарены феерией настолько мощной по энергетике, что казалось, ещё немного, и произойдёт возгорание на ближайшей подстанции. Жан-Бенуа и Николя продемонстрировали звучание каждого прибора в отдельности и в сочетании, а их сессионный барабанщик отбивал такой ритм, что было трудно поверить, что на это способен живой человек. Кода развивалась настолько долго, а шум достиг таких высот, что осветители дважды сбивались, и выключали прожектора раньше времени. И вот точка. Оглушённый зал замер. В эту секунду присутствующие напоминали жертв массового гипноза. Чуть очнувшись от шока, зал разразился восторженными аплодисментами. Восторженные и ошарашенные и мы выходили из зала. Смогли говорить только после бутылки коньяка, хотя ещё не менее часа произносили лишь что-то вроде «Как же здорово!». Мой впечатлённый коллега, посетивший за свою жизнь не одну сотню концертов, признался, что этот перформанс занимает в его рейтинге заслуженное второе место, уступая лишь Полу Маккартни, ведь это Пол Маккартни. Если бы на следующий день фестиваль повторился, мы бы без сомнений пошли на него снова, несмотря не на что, и за любые деньги.