Depeche Mode. Санкт-Петербург. 4 февраля 2010. It`s so good
Феномен популярности группы Depeche Mode в нашей стране, с одной стороны, понятен (пик карьеры группы пришелся как раз на падение «железного занавеса»), с другой стороны, трудно найти объективное объясfнение такой безмерной народной любви к «депешам». Однако против фактов не поспоришь — Depeche Mode, пожалуй, самая «русская народная группа», что признают, впрочем, и сами музыканты. Именно поэтому все приезды «депешей» в Россию становятся предметом оживленных дискуссий, а концертные площадки до потолка забиты страждущими фанатами. В принципе, весь поток мнений о прошедших концертах можно разделить на два направления: подчеркнуто снобистские («Depeche Mode уже не тот») и ортодоксально-фанатские («Боги сошли на нашу землю»). Не относясь (надеюсь) ни к одному, ни к другому лагерю, я постараюсь объективно воссоздать атмосферу концерта Depeche Mode, прошедшего 4 февраля сего года в Санкт-Петербурге.
Начнем с того, что посетить этот прекрасный город мы решили по причине достаточно невменяемых цен на концерт «депешей» в столичном «Олимпийском». Скажем так, что билет в танц-партер в Питер, поезд из Москвы и обратно, некоторая сумма денег с собой на «потусить» — все равно обошлись нам в общей сумме дешевле, чем билет на тот же танц-партер в Москве. Также было интересно оценить атмосферу питерского спорткомплекса, да и просто организовать себе небольшое волшебное таинственное путешествие.
Отмечу также, что это было мое первое посещение концерта Depeche Mode — посему я приготовился к новым впечатлениям, и они не заставили себя ждать. В сети уже много говорилось об ужасной организации питерского концерта — могу со своей стороны подтвердить слова о непонятном платном гардеробе при отсутствии каких-либо оправдательных документов (без преувеличения, происходило масштабное налоговое преступление на глазах у двадцати пяти тысяч людей), а также крайне перенаселенном танц-поле (гулять так гулять — организаторы решили забить каждый сантиметр полезной площади). Ну да ладно — мы же в конце концов не в филармонии, тем более нам удалось разместиться точно по центру и улавливать звук без каких-либо искажений.
Разогревающая группа Nitzer Ebb оставила такие же впечатления, как и театр «Кривое зеркало» — хотелось, чтобы они побыстрее свалили. Я с большим сочувствием отношусь к разогревающим группам и прекрасно понимаю груз их ответственности — но монотонные опусы Nitzer Ebb меня не впечатлили. Тем не менее, они создали прекрасную атмосферу ожидания концерта Depeche Mode, за что им большое спасибо.
Итак, после разогрева прошло каких-то полчаса, и в 21.10 началось шоу. На большом экране появился новый логотип «депешей», на сцену вышли Мартин, Дэйв, Энди, а также сессионные клавишник и ударник — и зазвучали первые ноты. «In chains» — открывающая новая песня, как неоднократно отмечалось, идеально подходит для начала выступления. Медитативное интро, вкрадчивый куплет, мощный припев — все идет по нарастающей. И далее сразу же лучший сингл со времен «Walking in my shoes» — это песня «Wrong». Бесспорно сильнейший номер, мощно сыгранный, особенно хочется отметить коронные подпевки Мартина Гора в конце. «Hole to Feed», идущая следом, позволила опомниться и понять, что мы все таки находимся на концерте Depeche Mode и впереди ждет самое лучшее.
Ну и вот, наконец, лучший момент концерта для меня — ударные начинают выбивать мощный ритм, добавляется перкуссия, и начинается вступление к «Walking in my shoes». Вот тут уже можно сказать, что концерт Depeche Mode развернулся вовсю — одна из лучших песен, потрясающий видеоряд с одиноким вороном, пение зала и все сопутствующие атрибуты отличного выступления. И без преувеличения — этот момент концерта навсегда останется со мной. Идущая следом «It’s No Good» звучит гораздо мощнее вживую, нежели на пластинке — да и вообще, идея с живыми ударными оправдала себя на сто процентов, был отличный драйв. Идущие следом «A Question Of Time», «Precious» и «World In My Eyes» также были отлично приняты публикой и звучали в должной мере мощно.
Ну и дальше в принципе началось самое интересное — акустическое выступление Мартина Гора. На этом моменте хотелось бы остановиться поподробнее.
Грубо говоря, музыкальные коллективы можно поделить на группы, ведомые одним единственным лидером-демиургом (например, Dire Straits) и группы, результатом которых являются совместное творчество нескольких музыкантов. Очень много было написано и про взаимосочетаемость «битлов», и гармонию творчества Пейджа и Планта; так вот, Depeche Mode — это ярчайший пример соединения талантов Мартина Гора и Дэйва Гаана. Энди Флетчер безусловно является некой сцепкой между ними, да и его номинальное присутствие позволяет до сих пор называть все это действо группой Depeche Mode, а не Гаан — Гор (как кстати было с уже упомянутыми Плантом — Пейджем). В общем, эта история стара как мир — Мартин Гор является потрясающим композитором, мелодистом и аранжировщиком. Гаан же позволяет воплощать его музыкальные экзерсисы в наиболее адекватной и релевантной форме благодаря своей харизме фронтмена и фирменному тембру голоса. Но после питерского концерта в мою голову закрались смутные сомнения — а нужен ли вообще Гору пресловутый Дэйв Гаан?
Еще раз повторюсь, что я не являюсь ортодоксальным «депешистом» и старался оценивать концерт объективно (честно говоря, 90% процентов отчетов в блогах про концерты Depeche Mode читать попросту невозможно — по причине не совсем адекватного обожествления и бесконечно повторяющихся эпитетов в превосходной форме). Лично мне всегда были интересны именно творцы, а не исполнители — ведь первична всегда музыка и слова. Выступление Мартина Гора (а он превосходно спел «Insight» и мою любимую «Home») было, как не удивительно, интересней перфоманса всей группы. Как подметил мой товарищ, «депешист» со стажем — выступления Depeche Mode давно превратились в хорошо отработанный аттракцион. Крепко сбитый плей-лист, до секунды выверенные импровизации, из концерта в концерт повторяемые фирменные фразы и танцевальные па — дух свободного искусства, а проще говоря рок-н-ролла и некой опасности давно выветрился; все звучит на уровне, но не так цепляет. Одним словом — Welcome to the machine (как незабываемо пел в свое время Роджер Уотерс).
Приведу пример из личных меломанских переживаний: когда я шел на концерт группы Travis, я ожидал услышать череду приятных мелодичных акустических песен, а в итоге нарвался на абсолютно безбашенное шоу, мощнейший драйв и в хлам пьяного гитариста. НО было видно, что им всё в кайф, музыканты отрывались на сцене по полной как для себя, так и для других — это был рок-н-ролл. Концерт Depeche Mode — это действо другого порядка, все выверено до мелочей, музыканты работают на сцене (ключевое здесь слово — «работают»). В сольном же выступлении Мартина Гора была душа, был нерв, было, в конце концов, ИСКУССТВО — что чувствовалось всеми фибрами души и было горячо принято публикой. Даже улыбка у Мартина была искренней и когда, словно падший ангел, он бродил по сцене и взмахивал руками аки крылами, чувствовалось, что это было искренне. Нельзя не отметить также его потрясающий вокал — я вообще был несказанно удивлен, когда вживую услышал буквально «меркьюриевский» диапазон Мартина Гора. Нужно ли говорить, что Дэйв Гаан уже далеко не в той вокальной форме, как раньше, а голос Мартина наоборот заматерел и приобрел даже некоторый оперный размах.
В общем то не будем наивными — понятно, что когда группа существует уже 30 лет, ей, как правило, трудно сохранить тот бунтарский и инновационный дух, который был вначале. Да и собственно трудно предъявлять какие-либо претензии группе, которая до сих пор выпускает качественные альбомы и ездит в туры. Но факт остается фактом — сольное выступление Гора и выступление всей группы показали контраст между искусством и работой.
Идущая следом (уже в полном составе) «Policy Of Truth» тем не менее отлично прозвучала, более того, придала концерту необходимое волнение и драйв. Однако последующая «In Your Room» показала, что силы и надрыва в голосе Дэйва Гаана в общем-то осталось на данный момент не так уж много. Безусловно, песни Depeche Mode — это не просто потрясающее сочетание музыки и текстов, это некоторые мини-спектакли (простите меня за штамп), даже мини-драмы, каждое слово в которых должно быть прожито со слезами на глазах и кровью на руках (особенно такая песня, как «In Your Room»). На питерский же концерт хотелось привести Станиславского, чтобы он громогласно произнес свое бессмертное «Не верю!». Однако еще раз повторюсь — Depeche Mode, как мне кажется, и не претендуют, чтобы им верили со слезами на глазах и кровью на руках, а просто откатывают свою программу, давая возможность поклонникам вживую послушать давно любимые песни.
Несмотря на мой столь скептический тон следует признать, что прозвучавшая «I feel you» мощно задела некие тайные струны души и заставила даже похолодеть на некоторых особенно крутых моментах. Дальше шла бессменная и бессмертная «Enjoy the Silence» — надо ли говорить, с каким энтузиазмом публика восприняла эту нетленку, да и прозвучала она действительно хорошо (в сознании русского человека она находится где-то между «Yesterday» и «Ой, мороз-мороз»). Еще раз хотел бы отметить видеоряд Антона Корбайна — он прекрасно показал, что отличает художника от ремесленника. Для того, чтобы проиллюстрировать смысл песни и открыть ее некоторые возможно неожиданные грани, не надо, подобно Майклу Джексону, показывать грандиозные космические картины, смерть слонов и вырубаемую сельву дельты Амазонки. У Корбайна достаточно лаконичный и где-то слегка даже несуразный видеоряд — но он настолько в тему, что это впечатляет на все сто процентов. Так, на протяжении всей «Enjoy the Silence» по экрану дефилировали Дэйв, Мартин и Эндрю в нелепых скафандрах, периодически поворачивались лицом в зал и крайне печально смотрели на публику — и это в сочетании со звучавшей песней придавало концерту неповторимый эффект какой-то нереальной бесконечной космической грусти!
Далее проследовала обязательная «Never Let Me Down Again» с не менее обязательным массовым размахиванием руками, надо признать, что прозвучала она тоже достаточно впечатляюще. Последовал небольшой перерыв — и Мартин Гор один спел «Dressed In Black». Опять это было очень искренне и свежо, а Мартин представился этаким персонажем эпохи декаданса довоенной Германии XX века, персонажем-фриком из романов Ремарка, а то и фигурой уровня драматургии Оскара Уайльда (чуть не написал Уайлдера). Это лишний раз показало самодостаточность фигуры Мартина Гора и мощь его таланта, а также некую статичность современных Depeche Mode.
А вот дальше последовал приятный сюрприз — «Stripped» была словно приветом из тех прекрасных 80-х, когда небо было чище, трава зеленее, Дэйв Гаан здоровее, Мартин Гор кудрявее, Энди Флетчер худее, а Алан Уайлдер вообще присутствовал в составе. На одном дыхании была сыграна «Behind The Wheel», ну а под занавес всенепременная «Personal Jesus». Удивителен феномен этой песни — скажем так, она не такая уж мелодичная и хитовая, более того, даже несколько грузит, но я своими глазами видел, как под эту песню исступленно прыгали и дядьки за 50 и подростки в балахонах Slipknot. Наверное, в этой песне все-таки что-то есть — дядьки и поклонники Slipknot не могут ошибаться.
Наступил финал, музыканты ушли со сцены, и, несмотря на многочисленные призывы, так и не вернулись обратно (хотя часть слушателей рассчитывала еще и на акустическую «Waiting For The Night»). Дальше началась неприятная часть мероприятия в связи с многотысячной давкой и героическими пробиваниями к гардеробу за своей одеждой. Но так как непосредственно к концерту данное действо уже не относится — посему оставим данный беспорядок на совести организаторов (хотя мы чудом в последний момент успели на обратный поезд до Москвы).
Таким образом, если подвести итог, можно сказать, что концерт бесспорно удался. Да простят поклонники Depeche Mode некий скептический тон этой статьи (видит бог, я старался писать более-менее объективно), но на самом деле автоматизм и просчитанность концертов «депешей» — это их же плюс. Все звучит на уровне, к музыкантам никаких претензий и быть не может (особенно порадовал ударник), песни великолепны, фронтмен бодро передвигается по сцене и зажигает зал. Ну а кто хочет песен вроде «People are People» или «New Life» — милости просим в машину времени.
В августе этого года будет возможность вживую оценить группу U2 — а U2 очень во многих моментах связаны с Depeche Mode, по этому поводу можно даже написать отдельную аналитическую статью. Точно так же мы сравним эти группы по их живым выступлениям — и что-то подсказывает, что U2 будут выше на голову (ну или хотя бы на шапку Эджа).