Red Snapper: Синдром русского нерасставания

Александр Минайчев  

12 октября 2009 года

Пожалуй, трудно представить более часто балующий отечественную публику своими выступлениями зарубежный коллектив, чем Red Snapper. Безусловно, их гастроли в России не столь регулярны, как у многочисленных западных ретро-исполнителей, гремевших десятилетиями ранее, а ныне ревностно обожаемых только у нас и основательно позабытых у себя на Западе. Но Red Snapper, не смотря на то, что функционирует аж с 1993-го года, к подобной категории групп явно не относится, оставаясь по-прежнему в русле актуальных тенденций развития современного музыкального искусства, что в очередной раз и подтвердилось на их блистательном концерте в новом московском клубе «Milk».

Впрочем, в многолетней деятельности британцев все же имел место существенный перерыв, случившийся вскоре после масштабного тура 2001 года по соседней Украине, включавшем в себя не только выступление на традиционных для западных гастролеров площадках Киева и Львова, но также концерты в Одессе, Днепропетровске, Харькове и Донецке. Не вполне ясно, являлось ли причиной тогдашнего распада Red Snapper чрезмерное употребление горилки и сала во время украинских гастролей, в память о которых впоследствии была записана их композиция «Dnipro». Но факт остается фактом — в течение пяти лет контрабасист Али Френд, гитарист Дэвид Айерс и барабанщик Ричард Тэйр были заняты, в основном, различными сторонними проектами, лишь изредка радуя поклонников группы сборниками и ремиксами.

Их триумфальное возвращение состоялось в 2007 году, когда Red Snapper дали серию концертов и начали работу над новой программой, лёгшей в основу следующего полноценного релиза «Pale Blue Dot». В этот период состав группы пополнился еще одним участником — саксофонистом Томом Челленджером. Заметно изменилось и их звучание. Если в самом начале пути Red Snapper в большей степени ассоциировались у слушателей с плеядой коллег по культовому электронному лейблу Warp, то в реформированном виде в значительно большей степени стали походить на прогрессив-рокеров 70-х, нежели на исполнителей жанров трип-хоп, эйсид-джаз и даже IDM (которые им обычно приписывались критиками весьма условно за неимением ничего более подходящего). Именно в таком амплуа Red Snapper в очередной раз посетили Россию в 2008 году.

Примерно того же самого ожидали от них и нынешней осенью, когда группа решила включить в свой гастрольный график не только Санкт-Петербург и Москву, но и Екатеринбург. Однако подобным предположениям не суждено было сбыться и даже более того — на концерте в «Milk» Red Snapper воочию продемонстрировали, что вовсе не намерены приостанавливать свои творческие искания, уподобляясь многим другим коллективам, предпочитающим дрейф от свежих экспериментов в область мэйнстрима. На сей раз помимо традиционных для группы нео-джазовых и дабовых хитов, приправленных электроникой, прозвучал и ряд совершенно новых композиций, насыщенных поистине психоделик-рокерским драйвом. Такие изменения в саунде Red Snapper произошли во многом благодаря новому саксофонисту негритянского происхождения Шабаке Хатчинсу, чье звукоизвлечение на порядок жестче, чем у его предшественника Челленджера.

Позитивному восприятию нового материала способствовали и доверительные отношения музыкантов с московской публикой. В паузах Али Френд периодически шутил с залом как по-английски, так и по-русски, заигрывал со слушательницами, а также поведал о работе над новой пластинкой, выход которой запланирован на 2010 год.

Фото:


#