Бретт Андерсон в 16 тоннах. Unplugged in Moscow

Олег Мартишин  

11 ноября 2008 года

Наверное, с самого начала истории рок-музыки отчетливо выделились две ее ипостаси — драйвовая гитарная и фолковая акустическая. В произведениях практически всех рок-корифеев можно было встретить как жесткие боевики, так и спокойные акустические номера. Впоследствии музыканты стали даже отдельно дифференцировать так называемые «электрические» и «акустические» программы. На перепутье 80-х и 90-х эта тенденция выделилась даже в особую субкультуру в виде цикла передач «MTV Unplugged» — эти уникальные концерты позволили открыть ранее неведомые грани творчества таких групп, как Nirvana, Pearl Jam и Korn. Многие из этих передач стали поистину культовыми, навскидку можно упомянуть тех же Nirvana.

Действительно, чтобы достучаться до сердец, нужно быть очень тихим. Акустические концерты — достаточно серьезное испытание даже для опытных музыкантов. Если многие погрешности можно спрятать за ревом перегруженных гитар и восторженной реакцией многотысячной толпы, то в акустике ты должен быть предельно точен, и, самое главное, искренен. Все фальшивые нотки сразу же вылезут, если твой голос обрамлен двумя тихими акустическими гитарами, а внемлющие музыканту несколько десятков зрителей сразу же услышат нестыковки, ошибки и недостатки аранжировки.

Из проходивших в Москве акустических концертов (многочисленные алко-квартирники доморощенных звезд русского рока в расчет брать не будем) можно безусловно выделить прошедший концерт Ноэла Галлахера. Ноэл подготовил специальную акустическую программу, light-версию «оазисовских» нетленок. Достаточно удобный вариант — ждать, пока доедет сама группа, можно очень долго, а тут и для организаторов более бюджетный вариант, и для зрителей лишняя возможность увидеть и услышать своих кумиров.

Бретт Андерсон, экс-лидер определяющей для своей эпохи группы Suede, успел посетить Москву уже несколько раз — на двух фестивалях он отыграл потрясающие по своей энергетике сеты. Теперь, в связи с выходом его последнего сольного альбома «Wilderness», Андерсона гостеприимно принял клуб 16 тонн, дав возможность российским меломанам оценить эксклюзивную акустическую программу.

Следует ли говорить, что клуб был забит до отказа (при достаточно ощутимых ценах на билеты). Бретт, встречаемый оглушительными овациями, занял свое место за черным роялем, рядом устроилась виолончелистка — и волшебный концерт начался. Мягкая вкрадчивость рояля, человеческие интонации виолончели, до боли знакомый голос — и мягкая британская тоска поселяется в сердце слушателей. Было сыграно большинство номеров как с последнего сольника, так и с дебютной пластинки Андерсона. Очень удивительно и приятно видеть, как по-новому начинают звучать казалось бы давно известные песни.

После небольшого перерыва Бретт вернулся на сцену, чтобы взяв акустическую гитару в руки, выдать несколько хитов периода Suede. «Saturday Night», а также прозвучавшие на бис «So Young» и «Thrash» весь зал поет хором. Отрадно видеть, что в сердцах российских меломанов еще есть место для британской меланхолии и классики английской рок-музыки 90-х годов.

Что же, данный опыт вполне удался. Может быть, в ближайшее время мы дождемся московских акустических концертов от Тома Йорка и Боно?

#