Manic Street Preachers в Б1. Революция пролетариата свершилась!

Олег Мартишин  

27 июля 2008 года

Интересна судьба и эволюция различных рок-коллективов. Одни музыканты, едва выпустив дебютный альбом, разбегаются по своим коллективам-сателлитам, другие уходят в абсолютно другие несмежные сферы деятельности, но особое уважение вызывают музыканты, которые десятилетиями вместе движутся вперед, несмотря на смену музыкальной моды и лихолетья идеологии MTV. Manic Street Preachers представляется именно таким коллективом — образовавшись 20 лет назад, эта группа по-прежнему является неким эталоном честности и бескомпромиссности в британской рок-музыке. Их интерес к социалистическим идеям и ортодоксальной борьбе с империализмом только подогревает ажиотаж публики по поводу их релизов и концертных гигов на многочисленных фестивалях.

Учитывая вышесказанное, музыканты Manic Street Preachers должны были бы чувствовать себя в России (стране победившего, а затем проигравшего коммунизма) как в своей тарелке. Людей на их прошедшем концерте в Б1 было немного меньше, чем на Travis, но в общей массе слушатели были старше и продвинутей — было приятно наблюдать зрителей, которые судя по всему, слушали «мэников» еще задолго до появления Oasis и Blur, не говоря уже про Coldplay.

Еще одна приятная особенность выступлений Manic Street Preachers — это потрясающий вокал Джеймса Дина Брэдфилда и мощная энергетика всех музыкантов. Можно не знать ни одной их песни и даже, возможно, вообще не любить рок-музыку — но от их эмоциональной подачи и надрыва в голосе вокалиста реально происходят какие-то структурные изменения в сознании, вплоть до того, что хочется идти на баррикады и размахивать флагом. Недаром сам Фидель Кастро по достоинству оценил творчество Manic Street Preachers.

Как и полагается истинным пролетариям, «мэники» на сцене были немногословны и скупы на эмоции в перерывах между песнями. Начали ударно — с Motorcycle Emptiness. Если на Дискотеках 80-х народ пляшет под пластмассовые песни итальянцев, то Дискотека 90-х должна быть несравнимо более культурным феноменом, а Motorcycle Emptiness — ключевой песней на данном мероприятии. Свежесть, искренность и безудержность эмоций — всё есть в этой песне, которая послужила отличным началом концерта Manic Street Preachers в Москве.

Взятая с самого начала высокая планка не понижалась на секунду. Всё, за чем пришли московские зрители на этот концерт — потрясающий голос и бешеный драйв — присутствовало на расстоянии вытянутой руки. Про вокал хочется отметить отдельно — Джеймс Дин Брэдфилд уверенно вытягивал все свои партии, а в воздухе маячил призрак Боно, который при этом нервно курил в стороне.

Также «мэники» удивили двумя кавер-версиями. Первый кавер — махровейшая Umbrella — была настолько мэниковской по духу, что приобрела свое специфическое эмоциональное звучание и свою смысловую нагрузку. А каноническая Penniroyal Tea довела концертный драйв до критической массы, заставив вспомнить публику, что раньше трава была зеленее, а лидеры рок-групп искреннее.

К сожалению, по тем или иным причинам музыканты Manic Street Preachers проигнорировали в своем сет-листе альбомы Holy Bible и Lifeblood, зато нам довелось услышать великолепную A Design for Life — думаю, что живое исполнение этой песни войдет в личный пантеон самых ярких концертных моментов, которые я когда-либо ощущал.

Итак, отыграв 18 песен, «мэники» тепло попрощались и ушли со сцены. Напрасно зрители скандировали их имена и требовали бис — эта группа принципиально никогда на бис не играет. Наверное, так и должны поступать суровые мужчины из рабочих кварталов.

Сезон продолжается, будем ждать новых ярких артистов в клубе Б1. По крайней мере, некий исландский космический сюрприз уже обеспечен.

#