Марк Нопфлер. Олимпийское спокойствие

Олег Мартишин  

29 апреля 2008 года

Группа Dire Straits и лично Марк Нопфлер (Mark Knopfler) занимали в моей личной меломанской жизни особое место. Дело в том, что один из моих лучших школьных друзей (мы и сейчас продолжаем общаться) был просто ортодоксальным фанатом Dire Straits, так что и мне волей-неволей приходилось досконально разбираться в творчестве Марка Нопфлера. Таким образом я и стал любителем и знатоком этой группы еще со школьных времен, с середины 90-х.

В 2001 году Марк Нопфлер впервые приехал с концертом в Россию, и мы, недолго думая, с этим товарищем рванули в Москву. Это был первый раз, когда я сам поехал в другой город, и это было мое первое посещение концерта музыканта с мировым именем. Поэтому впечатления были просто потрясающими.

Прошло восемь лет. Количество крутейших концертов, на которых я побывал, уже перевалило за второй десяток, но я не мог пропустить этот апрельский концерт Марка Нопфлера, чтобы сравнить впечатления и в очередной раз насладиться его красивой музыкой.

«Олимпийский» — специфическое место для проведения концертов. Во-первых, это всем известная плохая акустика помещения, во-вторых, если артист не собирает аншлаг, то визуально не очень воспринимаются пустоты в зале. На этот концерт Нопфлера, надо признать, такого оглушительного аншлага, который был на его первом выступлении в Москве, не было. Но зато этот последний концерт получился по-хорошему камерным и душевным.

Итак

1. Cannibals — Эта задорная вещь с сольного альбома Нопфлера «Golden Heart» задала тон всему концерту: акустика, контрабас — словно и нет многотысячного Олимпийского, а есть небольшой и уютный кантри-клуб где-нибудь на окраине Нэшвилла.

2. Why Aye Man — очень приятно было услышать эту песню (одну из моих любимых) в живом исполнении. Очень интересно, когда исполнитель постоянно развивается и меняется. Ранний Dire Straits — ритм-энд-блюзовая гитарная группа, потом Нопфлер сотоварищи стали играть арт-рок, из которого вышли в коммерческий софт-рок 80-х. Сольное же творчество Нопфлера продолжает настроение, заданное последним альбомом Dire Straits «On every street» — спокойные размышления взрослого, мудрого и немного уставшего человека. Песня Why Aye Man — стопроцентный Нопфлер, отличный гитарный рифф, ирландские мотивы, развернутая структура — пять баллов!

3. What it Is — очень аккуратно и красиво. Приятное дежа-вю с первого московского выступления.

4. Sailing to Philadelphia — одна из лучших песен на этом концерте. Музыканты не отрабатывают деньги, не играют в звёзд — они наслаждаются музыкой, и дарят своё настроение зрителям. Очень музыкальная и нежная песня.

5. True Love will Never Fade — звучит красивый фортепианный проигрыш, которого нет на альбомной версии этой песни. Акустический и очень тёплый по настроению номер — в Олимпийском даже становится как-то светлее.

6. The Fish and the Bird — Еще одна вещь с нового альбома Нопфлера «Kill to get Krimson» — спокойного, задумчивого и зрелого. Человек пишет музыку для себя, не строя каких-либо наполеоновских планов, но его новые песни так же цепляют миллионы людей по всему миру.

7. Hill Farmer’s Blues — Марк Нопфлер достаточно интересно выстроил плэй-лист концерта. Раззадорив публику вначале несколькими подвижными (но при этом достаточно сдержанными) сольными номерами, он подряд отыграл несколько акустических баллад. Конечно, того угара, который был на первом московском концерте, не было — но это и хорошо. Появился шанс оценить творчество Марка с другой стороны и с другим настроением.

8. Romeo and Juliet — вот все-же настала пора «дайрстрэйтсовских» нетленок. Потрясающая песня, выученная всеми наизусть еще со времен программы «Утренняя почта» и «До и после полуночи».

9. Sultans of Swing — oh, yeah! У моего товарища-меломана, о котором я говорил выше, это вообще самая любимая песня в мире. Я полностью его мнение не разделяю, но безусловно, это одна из лучших песен Dire Straits. Мысленно переносишься в конец 70-х, когда не пахло ни MTV, ни металлом, гранжем, брит-попом и прочее. В очередной раз порадовала длинная кода (правда без клавишного «провисания», которое можно услышать на концертных DVD Марка).

10. Marbletown — яркий пример, как незаметную доселе альбомную песню можно превратить в концертный «хай-лайт». Интересная кантри-аранжировка, потрясающий звук акустических гитар.

11. Postcards from Paraguay — акустический блок продолжается. Очень красивая песня с элементами латино.

12. Speedway to Nazareth — точно такая же ситуация, альбомная версия этой песни не идет ни в какое сравнение с концертным исполнением. «Вживую» это мощный роковый номер, а от развернутой коды мурашки бегут по спине.

13. Telegraph Road — 10 минут чистого удовольствия. Классика Dire Straits как она есть. Больше ничего прибавить не смогу.

После небольшого перерыва последовали

14. Brothers in Arms — потрясающая песня, великолепное исполнение и слёзы на глазах.

15. So Far Away — бодрый номер с самой коммерчески успешной пластинки Dire Straits «Brothers in Arms». Кстати, несколько удивлен этому успеху, на мой взгляд «On every street» гораздо сильнее.

16. Going Home — эту инструментальную композицию Нопфлер практически всегда играет в самом конце. Шансов услышать Money for Nothing уже нет — и наверное, так и надо, не всё же время слушать одно и то же. 

Какие же можно подвести итоги? Было очень приятно в очередной раз посетить выступление этого великолепного музыканта. Звук, кстати, для Олимпийского был вполне достойный, повторюсь, что было ощущение, что сидишь в уютном небольшом клубе. Можно не знать ни одной песни Dire Straits, и даже в принципе не любить рок-музыку — но даже на бессознательном уровне можно наслаждаться очень точной игрой музыкантов и красивым и уникальным звуком гитары Нопфлера.

Очень точно передано впечатление от концерта в одном блоге:

«Манера игры Нопфлера с годами становится всё более неторопливой и вдумчивой: меньше ярких соло и больше мягких полутонов, даже хрестоматийное соло в Sultans Of Swing в этот раз прозвучало как-то джазово-размыто. Вообще, пожалуй, главная фишка Нопфлера — это даже не уникальная техника игры на гитаре, а его голос, флегматично-спокойный, обволакивающий и уютный. Игру аккомпанирующего состава (в котором, к слову, замечен экс-клавишник Dire Straits Гай Флетчер) можно сравнить со скурпулёзной работой художников какой-нибудь студии Ghibli, рисующих фоны, ландшафты, стены дождя за окнами и панорамы городов с высоты птичьего полёта: линии просты, образы не выходят на первый план, но без этой узорчатой ткани голос и гитара Нопфлера были бы голы, как сцена без задника и кулис».


Посмотреть фоттотчет



#