Chuck Berry выступит в Москве
11 марта 2008 года
Все-таки мы живем в удивительное время.
Никогда мы не попадем на Нагорную проповедь, открытие собора Святого Петра или на премьеру «Гамлета» в театре Глобус. Но нам повезло, что рок-музыка появилась всего лишь лет 50 назад. Безусловно, лет через двести-триста фигуры Пола МакКартни, Роберта Планта и Дэвида Гилмора будут изучаться искусствоведами (да и сейчас уже изучаются) на уровне персон Моцарта и Баха. На премьеру «Женитьбы Фигаро» мы уже с вами не попадем, но застать мастодонтов (ох уж эти журналистские штампы) и основоположников рока мы можем вполне.
Яркий пример — предстоящий концерт Чака Берри (Chuck Berry) в клубе «Б1 Максимум» 20 марта.
Для широких слоев населения Чак Берри — это автор «Johnny B. Goode», которую залихватски исполнял Марти МакФлай в небезызвестном фильме, а особо продвинутые обыватели знают Чака как автора «You never can tell», под которую танцуют Траволта и Ума Турман в культовом тарантиновском опусе.
Но любой мало-мальски образованный меломан знает, что Чак Берри — это глыба и матёрый человечище рок-н-ролла. Шутка ли, еще Джон Леннон, будучи пацаном, фанател с Чака и собирал его пластинки.
Чак Берри родился в многодетной негритянской семье среднего класса (отец был подрядчиком и диаконом баптистской церкви, мать — директором школы) и с детства увлекался музыкой. После окончания школы, в течение 10 лет, выступал по клубам, играя блюзы. Именно в одном из них, в Сент-Луисе, он стал исполнять кантри, окрашенное блюзовыми приёмами. Это новаторское смешение стилей (каждому из которых была присуща своя аудитория, разделённая по расовому признаку) принесло ему местную известность. В мае 1955 года Берри, по совету Мадди Уотерса, вышел на Леонарда Чесса, владельца блюзового лейбла Chess Records. Тот
заинтересовался гитаристом, причём именно его экспериментами с кантри, нежели его блюзом, к удивлению самого Берри. 21 мая в студии фирмы был записан первый сингл Чака Берри, «Maybellene», сочетавший напор ритм-энд-блюза и стилистику кантри. Сингл занял 1-е место в американском хит-параде категории ритм-энд-блюза.
Нашедший окончательно свой стиль, Берри стал выпускать один за другим хит-синглы, ставшие классикой рок-музыки: «Thirty Days» (1955), «Roll Over Beethoven» (1956), «Brown Eyed Handsome Man» (1956), «Rock’n’Roll Music» (1957), «Sweet Little Sixteen» (1958), «Johnny B. Goode» (1958) и другие. Берри как автор выделялся среди фигур раннего рок-н-ролла: тексты его песен были своего рода небольшими историями, полными неожиданных оборотов и иронии, не зря он был наречён «поэтом рок-н-ролла». С 1958 года стали выходить и долгоиграющие пластинки певца; в них основное место занимали блюзы. С тех пор Чак Берри прочно вошел в почетный пантеон великих рок-музыкантов.
Надо сказать спасибо Чаку, что он продолжает гастролировать и позволяет лично оценить, как рождался рок-н-ролл. Пропускать такое — просто кощунственно.