«РБК» купил музыкальный интернет-магазин
04 февраля 2008 года
Медиахолдинг РБК объявил о покупке 51% уставного капитала интернет-магазина fidel.ru за $8,5 млн.
Сайт стал первым контент-магазином рунета, привлекшим крупного инвестора,- ранее препятствием к покупке таких активов считался высокий уровень пиратства в сети. Выход на рынок контента в РБК связывают с принятием четвертой части Гражданского кодекса РФ — новое законодательство усилит рыночные позиции легальных онлайн-продавцов музыки.
РБК приобрел 51% уставного капитала московской компании «Фидел Солюшнс», а также опцион на покупку еще 24% в течение трех лет. Управлять новым для РБК активом будет компания «Медиамир», развивающая развлекательные интернет-ресурсы холдинга. По словам главы «Медиамира» Михаила Гуревича, приобретение Fidel объясняется прозрачностью схем, по которым магазин рассчитывается с правообладателями: «В отличие от многих других ресурсов Fidel не пользуется услугами агентств по коллективному управлению авторскими правами, а напрямую заключает договоры со звукозаписывающими компаниями». Господин Гуревич уточнил, что сейчас Fidel уже имеет соглашения с рядом мейджоров: Sony BMG, Universal Music и другими.
ООО «Фидел солюшнс» продает цифровой контент с 2005 года. Компания принадлежит нескольким физическим лицам, в числе которых ее генеральный директор Борис Голиков. Fidel продает музыку, игры, аудиокниги, приложения для мобильных телефонов — в его каталоге 7,75 тыс. наименований. По оценкам ИК «Финам», Fidel — самый посещаемый магазин легальной музыки в рунете с ежедневной аудиторией 40 тыс. пользователей. По оценкам «Финама», в 2007 году выручка Fidel составила $5—7 млн.
Покупка РБК Fidel — беспрецедентная сделка для российского медиарынка. До сих пор инвесторы предпочитали не связываться с продавцами цифрового контента в рунете. До этого крупнейшей сделкой такого рода была покупка компанией audiofind.ru сайтов mp3line.ru и mp3fond.ru. По оценкам «Финама», сумма сделки, состоявшейся в конце 2006 года, не превысила $500 тыс. «Объем российского рынка цифрового контента оценивается примерно в $2 млрд в год,- говорит ответственный секретарь комиссии по безопасности информационного рынка совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы Олег Яшин.- На легальные продажи контента приходится 3—5% этой суммы. Инвесторов пока отпугивает дикая конкуренция с пиратами».
Михаил Гуревич из «Медиамира» уверен, что Fidel сможет конкурировать с пиратскими ресурсами благодаря изменениям в законодательстве. «Со вступлением в силу четвертой части гражданского кодекса с начала этого года ситуация на рынке изменится,- считает он.- Пираты теперь не смогут прикрываться договорами с агентствами по коллективному управлению авторскими правами, как РОМС (Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям.- прим. авт.) и ФАИР (Федерация правообладателей по коллективному управлению авторскими правами.- прим. авт.). Они должны будут либо легализовываться, заключая прямые договоры с правообладателями, либо уйти».
Аналитики и конкуренты РБК и Fidel по-разному относятся к перспективам контентного проекта РБК. Хозяйка портала Zvuki.ru и генеральный директор компании Soundkey Соня Соколова считает логичным выход РБК на рынок контента: «РБК превращается в такую портальную структуру, как, например, mail.ru или »Яндекс«. Он приобретает и создает социальные сети, автомобильные порталы и тому подобное, стремится предложить пользователям максимум сервисов. Включение в эту систему музыкального портала — оправданный шаг».
Управляющий партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева напоминает, что и до принятия четвертой части Гражданского кодекса в России действовал целый комплекс антипиратских законодательных актов, но они не помешали пиратам занять доминирующие позиции на рынке музыки в сети: «Понять, как повлияет новое законодательство на конкуренцию между пиратами и законопослушными продавцами, сложно — правоприменительная практика может складываться годами».
В целом эксперты отмечают, что РБК выходит на крайне динамичный рынок. По оценкам J Son & Partners, в 2006 году российский рынок цифрового контента составлял $1,7 млрд, а уже к 2010 году вырастет до $5 млрд. При этом, по прогнозам аналитиков, через интернет к этому времени в России будет продаваться до 70% софта и музыки.
«Коммерсантъ»
# Музыка