Motorama: между мужеством и иронией
Наталья Словаева
08 ноября 2011 годаВ 2011-м году эта перспективная ростовская инди-поп группа выпустила сингл «One Moment», отыграла больше двадцати концертов в ходе европейского турне, вошла в лайнапы фестивалей Stereoleto (Санкт-Петербург), Exit (Сербия), Пикник «Афиши» и Strelka Sound (Москва). В творчестве музыкантов сквозь камерный монохромный саунд, холодный вокал, механические ритмы и мелодичные гитарные партии угадывается глубокое и честное содержание. Об этом и не только мы побеседовали с фронтменом motorama Владиславом Паршиным.
Первые шаги созданной в 2006 году группы звучали по-постпанковски минималистично, гулко и четко, однако уже в дебютном альбоме «Alps» на смену пост-панку пришел скандинавский инди-поп, и звучание стало более плавным, эта тенденция прослеживается и в сингле «One Moment». Композиции motorama, вдохновленные романтикой восьмидесятых, нордическими пейзажами и милитаристской униформой с поблекших черно-белых фотопортретов, не надоедают и не становятся скучными.
То, что ростовские рэперы выбиваются в люди, вполне закономерно: Ростов-папа, славящийся своим криминальным духом, кажется, просто создан для того, чтоб воспитывать ребят с неспокойных кварталов спальных районов, в которых им приходится бороться за выживание. Но как в Ростове смог расцвести такой изысканный цветок на стальном стебельке, как motorama — с приверженностью к совсем другой идеологии и эстетике — остается загадкой.
В их стиле нет нарочитости: глаза, привыкшие ко всему кричащему и вызывающему, окрашенному в неестественно яркие цвета современного мегаполиса, просто отдыхают на их афишах, постерах, обложках альбомов. И в этом, помимо вкуса и обаятельной детской хрупкости, есть простое человеческое достоинство, как впрочем, и в том, что группа себя принципиально не пиарит — продвижением концертов занимаются исключительно промоутеры этих концертов, а ребята пишут песни и творят всякий арт, из которого складывается их общий образ.
Для меня абсолютным и самым интимным хитом motorama до сих пор остается «Wind in Her Hair» с альбома «Alps». Помню, как по-новому я ощутила эту композицию, когда ее использовал в своем видеоарте «Synergos: 24» медиахудожник Игорь Ваганов. Музыка настолько идеально совпадала с видеорядом, что погружение в атмосферу было абсолютным: ветер в волосах девушки на берегу штормящего, отчаянно бьющегося о камни моря, свобода, но и какое-то смутное предчувствие грядущей беды, мертвая чайка, странный человек на волнорезе, рефлексивно снятые камерой. Не раз отмечалось, что русская цивилизация логоцентрична, в нашей рок-культуре текст зачастую «перевешивал» (что музыке вредило), а потому вдвойне радует, что motorama сумела этот баланс обрести. Текст той же «Wind in Her Hair» достаточно абстрактен и мифологичен: прародительница морей с золотистыми лентами в руках, развязка отношений — двое устали и вряд ли еще увидятся. И финальная фраза «Hardly, my dear...», произносимая Владом Паршиным единым выдохом, раскатывающаяся эхом в непостижимой лесной чаще (или в Эдемском саду?) передает всю боль, все сожаление, всю непоправимость и неповторимость любви, рассыпавшейся миллионом солнечных зайчиков по густым зеленым ветвям. А в клипе на эту песню, снятом motorama по принципу «сделай сам», мы видим и самого героя — сдержанного рыцаря оттенков и полутонов с вечно жаждущим взглядом, в котором читается попытка вспомнить что-то очень важное, попытка, остающаяся безуспешной.
Когда люди делают нечто подобное — настолько сильное и красивое — на них всегда ложится определенная ответственность: не уронить себя впредь, сделать что-то как минимум достойное, а может даже и лучшее, превосходящее, в определенном смысле «пережить самих себя», как сказал Ян Шванкмайер. Насколько это удастся motorama — покажет время. Пока сингл «One Moment» позволяет нам на это надеяться.
Ребята из группы — довольно скромные и малоразговорчивые на интервью, они очень бережно относятся к той музыке, которую играют, и боятся что-то напутать словами. Хотя говорить о музыке им очень интересно и, несмотря на знаменитую фразу Фрэнка Заппы про «танцевать об архитектуре», они могут много говорить о ней, и хорошо подкованы. Есть у группы и миссия, но на вопрос «Какова миссия motorama?» никто и никогда не ответит.
— Влад, расскажите о ваших впечатлениях от европейского тура. Что подобный опыт дает российскому музыканту, и что он дал лично вам?
— Мы играли в крупных городах Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, Голландии и был один концерт в Люксембурге. Впечатлений много, прежде всего нам достался бесценный опыт, мы многое узнали о том, каково это, быть в группе играющей двадцать пять концертов один за другим. Если говорить о полезном опыте подобного тура для российского музыканта, то основной плюс — это, конечно, контакт со слушателем. Так же это возможность проверить себя на прочность: насколько ты честен в том, что ты делаешь после двадцатого концерта.
— С какими группами удалось познакомиться на фестивалях, как оцениваете их творчество?
— motorama выступила на небольших фестивалях независимых групп во Франции и в Бельгии с командами, о которых раньше мы ничего не знали. Практически все они оказались очень приятными людьми и талантливыми музыкантами, с ними было легко и интересно работать. С участниками некоторых проектов мы поддерживаем связь до сих пор.
— Музыка motorama вызывает у меня смешанное чувство щемящей грусти и мужества в ее преодолении. Насколько такое восприятие адекватно на ваш взгляд?
— Я думаю, в нашем случае нужен баланс между грустью, мужеством и иронией.
— В клипах и даже на концертах вы часто обращаетесь к образам природного мира. Один из излюбленных — цветок в кадке...
— Это больше интуитивные вещи. Можно долго философствовать на эту тему, но все это, скорей всего, будет выглядеть глупо и претенциозно. Растения нам нравятся своей девственностью, ранимостью и чистотой. Особенно цветы.
— Как вам кажется: насколько сегодня актуально понятие «андеграунд», и как оно соотносится с понятием «независимая музыка»?
— «Андерграунд», наверное, это что-то для узкого круга слушателей, малоизвестное и в определенном смысле элитное. Сейчас это актуально в той же мере, что и было всегда. «Независимая музыка» в моем понимании это что-то больше связанное с экономической составляющей, музыка независимая от капитала, от людей, которые могут манипулировать музыкантами, посредством денег.
— Вы не раз признавались в симпатии к mod-сцене. Чем она вас привлекает?
— Я вырос на культуре английской гитарной музыки и мне всегда были интересны английские субкультуры: моды, традиционные скинхеды, футбольные хулиганы и прочие ребята, которые вносили остроту в скучную английскую жизнь. Так же мне очень импонирует английская мода.
— Можно ли сказать, что вы ориентируетесь на гармонию и благополучие в наше довольно сложное время?
— В группе motorama мы играем в жанре, который не предполагает прямых социальных или политических высказываний. Но я не думаю, что наша музыка может усыпить бдительность молодежи.
— Что сейчас происходит с проектом «Утро» и с вечеринками, которые вы организуете?
— Группа «Утро» существует, в ней так же играют те же люди, что и в группе motorama. Пока особых новостей нет. Вечеринки, которые делаю я и Саша Норец, продолжают проводиться, мы бы хотели больше привозить интересных молодых музыкантов в Ростов-на-Дону.
— Какие проблемы и задачи стоят сегодня перед motorama?
— Проблемы все те же, что и были всегда. Как оставаться честным в том, что делаешь, не быть чересчур серьезными, но и не пускать свое дело на самотек. К задачам можно отнести создание новых песен, которые были бы лучше старых.
— За что вас обычно критикуют, и что вы об этом думаете?
— Чаще всего нас критикуют за преемственность в музыке и жанровые клише. Я не переживаю по этому поводу, так как искренне люблю многие группы, которые так же можно обвинить в преемственности и ностальгии по ушедшим временам. Иногда нас ругают за плохое, непрофессиональное качество записей. С этим можно согласиться, мы никогда не записывали материал в больших профессиональных студиях, и у нас нет навыков и умения правильно сводить записи. Зачастую мы просим помощи у наших друзей, более опытных музыкантов и звукорежиссеров, но в последнее время мы стараемся все делать сами, в домашних условиях. Учимся понимать из чего строится готовая песня и как добиваются того или иного звучания наши любимые группы.
Фото из архива motorama