Эпоха рок-музыки: начало, движение и современность
20 января 2009 года
Рок-музыка — органичное слияние всех красок мировой музыки
«Это была музыка, которая не только сбежала, но и ограбила по пути банк. Это была музыка с засученными рукавами и расстегнутым воротником, она улыбалась, поднимала приветственно шляпу и крала у вас бумажник. Это была музыка, которая проникает сразу в ноги, не нанося визита Господину Мозгу». Так в своем романе «Роковая музыка» писал об удивительном явлении рок-музыки Терри Пратчетт.
А музыкальные словари определяют его как обобщающее название многих направлений современной музыки, существующих с середины 1950-х годов. (от англ. rock — качаться, трястись и music — музыка). Началом рок-музыки считается появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.
Ее можно любить, а можно не любить, чувствовать всем телом и душой или не понимать совершенно. Эта музыка рождает бесконечные споры о том, что она собственно собой представляет, и какие направления к ней относятся, а какие нет. Но разве могут быть четкие границы? И если сама рок-музыка зародилась из смешения жанров, то вряд ли получится запихнуть ее в жесткие рамки.
Рок-музыка имеет действительно очень большое количество направлений: от лёгких (рок-н-ролл, поп-рок, альтернативный рок) до тяжелых жанров (металл, панк). По содержанию песни могут быть лёгкими и непринуждёнными, лирическими, философскими, мрачными, депрессивными, шутливыми, сатирическими.
С момента своего появления рок-музыка органично впитывала в себя все краски мировой музыки — от народной до классической. Всевозможные попытки соединения с различными музыкальными течениями породили огромное разнообразие жанров. Так слияние с академической музыкой дало жизнь арт-року (конец 60-х), с джазом — джаз-року (конец 60-х — начало 70-х), с латинской музыкой — латино-року (конец 60-х), с индийской музыкой — рага-року (середина 60-х). В 60–70-х годах также появились металл, хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х возникли пост-панк, новая волна, альтернативный рок, хардкор. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж, брит-поп, альтернативный метал.
Sex, Drugs, Rock’n’Roll
А началом, как мы уже говорили, стало появление в 50-х годах рок-н-ролла. Отправной точкой принято считать запись легендарной песни «Rock Around The Clock» Билла Хейли. А вскоре после этого Америка узнала Элвиса Пресли... Рок-н-ролл вырос из негритянского ритм-энд-блюза и кантри, был замешан на сексе и наркотиках и имел эффект разорвавшейся бомбы. Американское общество того времени было насквозь пропитано пуританской моралью, поэтому, едва появившись, рок-н-ролл стал музыкой запрещенной. Но, несмотря на попытки его «пригладить», загнать в рамки допустимого, его популярность набирала такую силу, которую до этого не знало ни одно музыкальное направление. И остановить рок-движение уже было невозможно. Элвис Пресли ушел в армию, Чак Берри и Джереми Льюис оказались в тюрьме, но рок-музыка продолжала звучать по всей стране и постепенно просачивалась в Европу.
Если в 50-е годы главным центром развития рок-музыки были США, то в 60-е в Западной Европе возникла группа, сумевшая талантливо сочетать мелодичную европейскую музыку и динамичную негритянскую ритмику. Это были Beatles, которые положили начало новому этапу развития рок-музыки. Мощная волна битломании захлестнула весь мир. А следом за ними появилась группа Rolling Stones. Эти музыканты начали исполнять черный ритм-энд-блюз в его первозданном виде. И эффект был потрясающий!
В СССР... рока нет?
В Советский Союз рок-н-ролл пришел после Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. В это время в СССР рок-музыка могла существовать только подпольно. В середине 1960-х в стране стали появляться первые, так называемые, вокально-инструментальные ансамбли (ВИА): «Славяне», «Странники», «Скоморохи», «Авангард», «Песняры». Только в таком виде музыкальные группы могли играть легально. Однако, несмотря на запрет, в конце 60-х годов увлечение советской молодежи «битлами» и «роллингами» приобрело массовый характер. В школах и вузах многих городов создавались рок-группы (чаще всего квартеты), исполнявшие песни из репертуара британских и американских рок-музыкантов. В 1969 году именно так появилась на свет еще тогда никому не известная группа «Машина Времени».
В 1971 году в Горьком состоялся первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором самыми заметными фигурами были «Скоморохи» с Александром Градским и челябинский «Ариэль». На протяжении 1970-х годов рок оставался под запретом. Концерты давались либо на дому («квартирники»), либо же в актовых залах вузов. На таких неофициальных концертах завоевывали популярность группы «Цветы», «Удачное приобретение», «Аракс», «Високосное лето», исполнявшие обычно международные хиты.
«По субботам я хожу в Рок-клуб. В Рок-клубе так много хороших групп»
Официально существование рок-музыки в Советском Союзе признали только в конце 70-х, когда студия грамзаписи «Мелодия» начала издавать альбомы западных и европейских музыкантов. Также мощным катализатором развития рок-движения в стране стали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В 1982 году в Ленинграде был образован первый рок-клуб, в который вошли «Аквариум», «Зоопарк» и др.
Наиболее ярко в это время в русской рок-музыке раскрылись такие направления как классический рок-н-ролл («Зоопарк», «Браво»), лирический фолк-рок («Машина времени», «Чайф»), «тяжелый металл» («Ария», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Коррозия металла»), панк-рок («Автоматические удовлетворители»), новая волна («Телевизор»), джаз-рок («Арсенал»). Интересными и яркими явлениями стали «Крематорий» и «Звуки Му» с их постмодернистскими настроениями, «Аукцыон», музыка которого вобрала в себя самые различные стили и направления. Третьим крупным центром рок-движения (помимо Москвы и Ленинграда) стал Свердловск (Екатеринбург). Уральский рок был на тот момент представлен командами «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» «Чайф», «Настя» и уфимским «ДДТ».
Одной из характерных особенностей советского рока был музыкальный минимализм, связанный с тем, что музыканты были лишены возможностей пользоваться новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования. В результате основная нагрузка в песнях приходилась на тексты. Стихи ведущих музыкантов этой эпохи — Макаревича, Гребенщикова, Цоя, Шевчука — отличались особым социально-критическим содержанием и повышенной эмоциональной напряженностью. В том, какое значение уделялось текстам песен, советская рок-музыка 80-х была близка к авторской песне, в ней звучали отголоски творчества Булата Окуджавы, Александра Галича, Владимира Высоцкого.
После выхода из подполья советский рок обретает новое звучание и получает возможность выхода за пределы Союза. В 1986 в США был выпущен двойной альбом «Red Wave» с записями четырех групп: «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино». После этого события советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за границей.
«А я торчу на «Алисе», "ДДТ«и «Кино...»
К концу эпохи «Перестройки» русские рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению гастрольных туров, выпуску альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия», появлению их на телевидении и на радио. Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Аквариум», «Кино», «Алиса»).
После развала Советского Союза русский рок из полузапретного искусства превратился в модную музыку. По звучанию к середине 90-х он приблизился к западной музыке, продолжилось жанровое развитие. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж («Король и Шут», «Lumen», «Наив», «Тараканы», «Пилот»), много групп альтернативной сцены («Amatory», «Jane Air», «Психея»). Ярким явлением стало появление таких групп как «Сплин», «Мумий тролль».
Если в основе русского рока 70–80-х лежал мощный социальный протест, то в 1990–2000-е бунтовать уже поводов не было, и у одних групп рок-музыка приобретает более философское звучание («Аквариум», «ДДТ», «Сплин»), у других — становится более лиричной («Чайф», «Мультфильмы», «Мумий тролль»). Можно бесконечно долго спорить о том, жив или мертв рок, — а жизнь, между тем, продолжается, и появляются все новые и новые талантливые музыканты, играющие рок. Рок-музыка продолжает оставаться мощнейшим средством самовыражения для очень многих людей.