«Усадьба. Джаз» — 2008
Роман Сысоев
05 июня 2008 годаФрагменты пресс-конференции, посвященной главному джазовому событию лета — пятому международному фестивалю «Усадьба. Джаз».
В конференции приняли участие:
Мария Семушкина, генеральный директор агентства «АртМания»
Игорь и Олег Бутманы, тенор-саксофонист, участник фестиваля
Анатолий Кролл, пианист, дирижер, композитор, руководитель биг-бэнда
Алексей Козлов, саксофонист, руководитель группы «Арсенал», участник фестиваля
Алекс Ростоцкий, басист, композитор и аранжировщик, участник фестиваля
Валерий Марьянов, бессменный ведущий фестиваля
Вадим Капустин и группа «Triangle Sun», участники фестиваля
Лев Слепнер, руководитель проекта «Marimba Plus», участник фестиваля
Юрий Льноградский, член экспертного совета конкурса молодых исполнителей
Владимир Владимирович Длугач, директор музея-усадьбы «Архангельское»
Елена Малашонок, музыкальный директор агентства «АртМания»
Владимир Длугач, директор музея-усадьбы «Архангельское»
Игорь Бутман, тенор-саксофонист, руководитель биг-бэнда, композитор:
Владимир Длугач:
По поводу погоды. В Архангельском всегда, когда какое-то хорошее дело — хорошая погода!
Алексей Козлов, саксофонист, руководитель группы «Арсенал»:
В юбилейном выступлении в Архангельском «Арсенал» представит программу, в которой мы покажем всё, что мы играем — из самых разных областей музыки.
Алекс Ростоцкий, басист, композитор и аранжировщик:
Лев Слепнер, руководитель проекта «Marimba Plus»:
О конкурсе молодых музыкантов рассказал Юрий Льноградский, член экспертного совета конкурса молодых исполнителей:
Речь идет о конкурсе с призовым фондом, который измеряется четырехзначной суммой в иностранной валюте, причем это не одна и даже не четыре тысячи.
За 2 недели подано 560 заявок, мы слушали их круглосуточно и поняли, что молодые музыканты не читали положения о конкурсе. Обнаружились музыканты, проживающие «в стране бывшего СССР» под названием Франция, были «молодые музыканты», средний возраст коллектива которых превышал 42 года. На стадии предварительной модерации мы отсекли более половины музыкантов.
Отсекали тех, кто совершенно не вписывается в формат, исполняющих ресторанную музыку, тех, кто не может гарантированно выступать в финале и так далее. Появилось много анекдотов, которые станут преданием Архангельского. Один вокальный коллектив прислал что-то вроде художественного оформления свадьбы, очень красивого, изысканного, на два голоса, как в младших классах средней школы. Получив от меня отказ, они на полном серьезе мгновенно отписали: «Если Вас не устраивают коллективы равные Манхеттен Трансфер (Manhattan Transfer, американская вокальная джаз-группа), нам не о чем с вами говорить!».
Я не поленился и потратил полчаса на поиск информации о них в интернете и нашел там лишь одно упоминание — чей то корпоративный вечер в ресторане Прага…
Далее на стадии формирования шорт-листа мы оставили 40 заявок, которые представляют 6 категорий, включая и блюз и популярный джаз, авангард и прочее. В финал среди 40 заявок вышли представители 4-х государств — это Россия, Беларусь, Украина, Армения — из 12 городов. Основная масса это Москва, есть из Омска, Одессы, Челябинска, Харькова, Петербурга и так далее. Отсюда начинается самая интересная часть конкурса — наши эксперты, многие из которых друг друга даже не знают, но которые являются профессиональными журналистами, музыкантами, критиками и продюсерами, начинают слушать этот список, не имея никакой информации об имени исполнителя и его географической принадлежности. Они ставят оценки по шкале, которая не допускает двусмысленных толкований, например: обязательно пропустить в финал/ ни в коем случае не пропускать/сомневаюсь, но считаю, что лучше пропустить, чем обделить вниманием…
Все оценки мы математически сложим, и в финал попадут шестеро наиболее достойных.
Музыканты говорят, что это одна из самых удачных моделей отбора на российских конкурсах. Другой вопрос, что мы не знаем — те ли собрались музыканты, которых мы хотели видеть, те ли эксперты, та ли математика: те, кто любит джаз, ставит низкую оценку блюзменам, и так далее — это человеческий фактор, которого не избежать. В любом случае, мы ушли от закулисных междуособчиков. Если интересно, в Живом Журнале вы можете прочесть отзывы конкретные критиков о конкретных музыкантах. К 5—6 июля станет известен окончательный список финалистов.
Вадим Капустин и группа «Triangle Sun»:
Впервые принимаем участие Безумно приятно, что есть такой фестивали в таком прекрасном месте. Будет впервые отдельная площадка «Лаунж», а наша группа работает в этом направлении. Мы получим массу удовольствия.
Вопрос из зала о системе доступа на фестиваль.
Мария Семушкина, генеральный директор агентства «АртМания»:
Есть несколько категорий билетов, которые позволяют посещать разные площадки в разные дни. Система отличается тем, что в прошлом году был билет «Аристократ», который позволял посещать все площадки, но был очень дорогим.
Чтобы не лишать не купивших билет на «Аристократ» этой музыки, мы решили сделать достаточно недорогие билеты на эту площадку и, покупая его, человек может попасть и на другие площадки, кроме «Партера». В силу того, что «Аристократ» и «Партер» — несколько разная публика. Потому мы и сделали две категории билетов. Тот, кто хочет попасть на «Партер» — так же бонусом получает «Каприз» и «Лаундж». Цена билетов сюда приблизительно одинаковая — от 900 до 1100 рублей. Есть категория VIP-билетов, мы строим отдельные VIP-павильоны с хорошим сервисом. В стоимость такого билета за 5000 рублей человек получает столик, ужин с напитками и может оставаться за столиком и посещать все площадки. Обладателям VIP-билетов предоставляется отдельная парковка.
Есть абонемент для тех, кто хочет посещать фестиваль все три дня.
Вопрос: Что глобально дает этот фестиваль? Что изменилось на уровне восприятия джаза в стране? Растет ли уровень продажи записей?
Мария Семушкина:
В этом году у нас заявлено много иностранных участников, это очень серьезный уровень для России, но нам еще есть к чему стремиться. Есть мировые аналоги с историей проведения 30—40 лет, у нас такой истории еще нет, но наша цель выйти в мировую десятку лучших джазовых фестивалей.
Елена Малашонок, музыкальный директор агентства «АртМания»:
Мы сотрудничаем со звукозаписывающими компаниями. Все-таки, продажи дисков увеличиваются после приезда музыкантов. В интернете было много ссылок, вопросов, активных обсуждений. Надеемся, что новые музыканты, которые выступят у нас, вызовут интерес и сдвинут невеселую ситуацию в отношении индустрии звукозаписи и распространения музыки в нашей стране.
Вопрос: Министерства культуры проявляло интерес к фестивалю?
Мария Семушкина:
В этом году мы впервые получили поддержку Федерального агентства по культуре. Именно благодаря Михаилу Швыдкому. Но в целом, мы не видим заинтересованности у чиновников наш проект поддерживать. На Западе делают фестивали на бюджетные деньги. Люди понимают, что это важно, там это бизнес, это туризм. У нас такого пока нет, видимо потому, что поколение чиновников, которые будут понимать эту значимость, еще не сформировалось.
Вопрос о подборе исполнителей для выступлений на «Усадьбе. Джаз»
Мария Семушкина:
В этом году впервые не будет Нино Катамадзе, которой мы во многом благодарны за популярность фестиваля. Неоднократно именно она закрывала фестиваль, это было эмоционально, ярко. В этом году она не участвует: родила сына, с чем мы ее поздравляем! Есть артисты «любимчики», это случается, это нормально, но мы стараемся быть объективными. Есть команды, которые хотят выступать каждый год, но мы их не ставим. Отбор коллективов — сложная задача, мы занимаемся этим целый год, советуемся с людьми, с музыкантами, с критиками. Если команда выступает повторно, мы просим подготовить новую программу. Отбор получается очень жесткий.
Валерий Марьянов, бессменный ведущий фестиваля (площадка «Партер»):
Я не могу назвать себя талисманом фестиваля, скорее его производственной необходимостью. Пятый год подряд я веду фестиваль. Что приятно. Я человек не особо джазовый, а даже немножечко «попсовый» — и именно поэтому на такую большую площадку как «Партер» будет странно, если выйду не я, а, к примеру, Белза (Святослав Белза, заслуженный деятель искусств РФ, ведущий площадки «Аристократ») или Игорь Бутман. И начнут рассказывать о выступающих коллективах людям, которые валяются на траве и наслаждаются жизнью. У меня задача аниматорская, мне не надо нести массу информации. Приходится подбадривать народ, чтобы они веселились, жгли, получали удовольствие. Люди должны понимать, кто на сцене. Может не везде и всё видно, Люди находятся на серьезном культ-массовом мероприятии и здесь должна быть некая скрепляющая основа в роли ведущего. Какая то информация не доходит до зрителей — она должна прозвучать.
Анатолий Кролл, пианист, дирижер, композитор, руководитель биг-бэнда:
Шутливое дополнение от Игоря Бутмана:
Действительно, где еще в мире на одном фестивале выступают Бутман, Кролл, Козлов?!.
Мария Семушкина:
Среди аудитории мы замечаем семьи, когда приходит дедушка, его сын и внук, и каждый может пойти на ту площадку, где ему нравится. Пришедшим с маленькими детьми мы пытаемся обеспечить все условия для достойного отдыха, хорошее обслуживание, питание.
Очень много нужно было решить вопросов о том, как добраться, о парковке.
Мы призываем людей по возможности не ехать на машинах, ведь очень сложно запарковать 10000 машин. Мы организуем перехватывающие парковки, одна из которых, как и в прошлом году, будет расположена за ТЦ «Крокус-Сити Молл» (на МКАДЕ, в 5 км от усадьбы, на 700 мест), вторая — близ усадьбы Архангельское. От самих парковок гостей будут доставлять бесплатные автобусы.
Также рядом с развилкой «Красногорск-Ильинское шоссе-Новорижское шоссе» мы организовываем парковку на 300 мест с доставкой на автобусах до входа в усадьбу. Схемы парковок выложены на сайте фестиваля. Для гостей фестиваля они будут бесплатными.
Можно будет доехать на автобусе от метро Тушинская, оттуда будут курсировать бесплатные автобусы с 15.00.
Вопрос: будет ли организована трансляция в эфире?
В этом году агентство «АртМания» проводит фестиваль «Усадьба.Джаз» пятый раз. Пять лет — небольшой юбилей, первый этап жизни фестиваля, время подвести первые итоги. Организаторы попросили служителей пера заверить потенциальных зрителей в том, что они прилагают максимум усилий, чтобы пятый фестиваль стал ярким незабываемым событием Лета-2008.