Статья 1-я. Предисловие.
Когда то давно я руководил отделом в одной немецкой компании. Уходя, я поблагодарил менеджеров за то, что они преподали урок “как работать не нужно”. Собственно эта концепция и легла в основу данной статьи. Многие мои коллеги (прости друг, но тут без имён) кричат о том, как нужно действовать, что бы добиться результатов в шоу-бизнесе. Пишут книги разные. А что в итоге? Купил ты книгу и сразу же заработал минус 400 рублей (приблизительно). И дело стало. Ты думаешь, что теоретических знаний не хватает. Купил ещё одну за 400. И вот ты уже заработал минус 800 рублей. А дело твоей жизни всё стоит. Но тебе повезло больше, чем многим начинающим деятелям. Так что успокойся и читай.
И так, всё то, что ты знал о музыкальном бизнесе вообще и о Российском в частности – сожги. Эти знания тебе доставались по крупицам из различных источников. Цель источников – дать иллюзию знания, разжечь в тебе огонь, что бы ты пополнил ряды дойных коров.
В основном, всё, что ты видишь на телеэкранах – это проточные проекты. Особой прибыли они не приносят. Имея поющую дочурку, ты можешь сидеть в кресле, воровать огромные деньги и прокачивать их через проект. Просто знай это. Будь подкован по теме. Тебе тут ещё работать.
Вообще, существуют люди, которые разрабатывают траектории движения в мире музыкального бизнеса, по которым ты должен двигаться. Это некий маршрут. До мелочей проработанная логистика. По этому маршруту двигаются все, кроме начинающих исполнителей. Маршруты эти определяют некие Семьи (что-то наподобие кланов). Всего таких семей в России три. Как только ты начал тратить деньги на запись альбома, пиар и т.д., за тобой начинают подглядывать люди, о существовании которых ты даже и не подозревал. Они смотрят, на что ты тратишь деньги, сколько ты тратишь и самое важное – кому ты эти деньги отдаёшь.
Ты, наверное, замечал, что в разных передачах выступают разные группы артистов. Это потому, что каналы и площадки поделены между Семьями, у которых в фаворе разные артисты. Что ты должен из этого для себя уяснить? Твоё место (или место твоей группе) будет определено в зависимости от того, какая из Семей будет извлекать прибыль из твоих действий по созданию компании. Какой компании? Какие такие действия, спросишь ты? Отвечаю. Создать проект – всё равно, что открыть фирму (или создать компанию). А действия, в твоём случае - это написание песен (если заказываешь), написание аранжировок, пиар компания (ротации на радио и ТВ, статьи в газетах), печать афиш и т.д.
Судьба твоего альбома (и твоих концертов) будет зависеть от того, сколько на тебе наварили за время создания диска (или подготовки к концерту). Если потратил достаточно – молодец, перспективный. Твой диск распространят через сети. В противном же случае, твой альбом сгниёт на складе. Его просто не возьмут в магазины. Но в любом случае на тебе заработают. Ты купишь диски с сэмплами и инструментами, заплатишь площадке процент от концерта, ну или если ты совсем простофиля – проплатишь радио ротацию. Кстати о последнем. Вопреки всеобщему убеждению – это лишь маленькая статья доходов Семей, меньше, чем диски с сэмплами.
Статья 2-я. Как тебя нагреют радийщики.
После записи своего первого шедевра (разумеется хита), ты бежишь на радио! На вахте оставляешь диск с номером своего телефона и ждёшь. Ответа нет. И не будет. На второй день ты через знакомого своего знакомого знакомишься с диджеем этой радиостанции. Вот свезло так свезло! Ты идешь с ним в кабак, ставишь свой мега хит.
– Где записано? – спрашивает диджей (типа кому ты артист заплатил деньги, нашим, или конкурентам?). Ты начинаешь объяснять, на какой студии это записано. – Ты похуже студии не мог найти? – спрашивает диджей (перевод: ай-яй-яй, конкурентам заплатил).
– Но ведь там же Басков писал! – начинаешь оправдываться ты.
– И что мне с того? – говорит диджей (типа ты же не Басков). Пишись на нормальной студии (перевод: на нашей) и тогда мы поставим в эфир.
Ты негодуешь. Первая мысль, которая тебя посетила – наехать на звукаря. Ты бежишь к нему на студию и наезжаешь, дескать, ты чего такой гад, так плохо свёл, что на радио не берут.
– А на какой радиостанции ты был? – спрашивает звукорежиссёр. Ты объясняешь. – А ты не пробовал вот на эту пойти? Там берут все мои записи. Только прежде чем оставлять диск на вахте, напиши на нём название студии.
Всё бы ни чего, но беда в том, что формат этой другой станции может запросто не совпадать с форматом твоей песни. В этой ситуации у тебя есть целых два варианта – переписывать альбом на другой студии, или переписывать на этой же, но в другом формате. Если ты выбрал первый вариант, знай – он правильный.
И снова ты отвалил 10 000$ за альбом. Снова встреча с этим диджеем. Он смотрит на надпись на обложке и обещает поговорить с начальством. Тем временем инвесторы начинают беспокоиться за свои деньги. Проходит месяц и тебе звонит диджей. Он сообщает, что начальству понравилось и тебе назначено на завтра. Ты прибегаешь к директору (как правило к программному).
- Директор: Одна песня годится в эфир. Не в прайм-тайм конечно, но мы возьмём.
Проходит ещё месяц. Ты слушаешь радио каждый день. Песни нет. Инвесторы беспокоятся ещё сильней. Тебе приходится не шуточно отмазываться. Ты звонишь на радио, трубку поднимает секретарша.
- Слушаю вас – приветливо говорит секретарша.
- Будьте так любезны, соедините меня с директором – просишь ты.
- Как вас представить?
- Я такой-то, такой-то.
- Сейчас соединю.
В трубке гудки, после чего секретарша просит прощения и сообщает, что директора нет на месте. Она просит вас перезвонить. Так продолжается неделю. Ты слушаешь радио каждый день. Песни нет. Через неделю ты звонишь снова, но результат – ноль. Ты едешь на радио. Тебя не пускает охрана. По внутреннему телефону ты (о чудо!) дозваниваешься до директора. – Вы почему не ставите мои песни? Вы же обещали! – негодуешь. – Мы же не обещали ставить каждый день – говорит директор. – Сейчас гляну. Ну вот. Двадцать третьего числа прошлого месяца мы ставили в 3 ночи и… ну да, и второго числа этого месяца мы ставили в 4 утра. – А нельзя ли ставить песни чаще? – просишь ты. – А чаще у нас только ВЫСОКОРОТАЦИОННЫЙ материал – говорит директор (т.е. песни известных продюсеров и авторов). – А деньгами вопрос нельзя решить? – спрашиваешь ты. – Ты что? У нас имя и репутация! Не всё решается деньгами (перевод: твоих денег вообще ни на что не хватит, но мы мало по малу вытянем из тебя всю сумму). Но есть одно агентство, их сборники имеют у нас приоритет в ротации (перевод: там у меня работает жена и ей тоже нужны деньги).
Ты бежишь в это агентство. Тебе предлагают разместить песню в одном из сборников, но эта услуга платная, так как альбом не для продажи, а для распространения по радиостанциям. Стоит услуга 600 баксов. – Когда выходит сборник? – спрашиваешь ты. – В начале следующего года – говорит директор. – А быстрее нельзя? – спрашиваешь ты. – Есть одно вакантное местечко. Сборник выходит в следующем месяце, но это будет стоить в три раза дороже, так как срочно нужно делать ремастеринг. Качество записи слабенькое.
Небольшое лирическое отступление. В действительности, качество записи не влияет на популярность песни. Так как народ у нас на ухо туговат. Но от качества записи зависит, возьмут песню в промоушн или нет. Более того, важно не качество, а то, у кого ты эту песню записал.
Сцену с инвесторами лучше пропустить, что бы не отбить желания заниматься творчеством. Ты покупаешься на разводку и платишь 1800 долларов. Через месяц диск выпускают и тебе присылают один экземпляр. Ты радуешься и гуляешь в кабаке. Проходит три дня. Песни в эфире нет. Злость – всё, что у тебя осталось. Ты ломишься на радио, дозваниваешься всю следующую неделю, но тебе говорят, что сборник до них ещё не дошёл. Ты слушаешь ещё неделю песни нет. И вдруг… О чудо… Это твоя песня! Ну наконец то! Всё идёт по плану. Сейчас нужно по быстрому дать пару концертов и расплатиться с инвесторами.
Настало время поговорить о твоём первом коммерческом концерте.
Статья 3-я. На чём тебя нагреют, когда ты будешь организовывать свой первый концерт.
И так, на радио ты зазвучал и решаешься дать концерт, что бы заработать деньги для своих инвесторов. Ты ищешь концертное агентство. Находишь его.
– Что вы хотите? – спрашивают.
- Дать концерт.
- На каких условиях?
- Вы платите нам гонорар 2 тысячи, мы работаем, а вы отбиваете со сборов.
- А если сборов не будет? Давайте так, молодой человек, мы обеспечиваем вам концертную площадку и продаём билеты. 20 % со сборов за работу. 20 % налог. Мы проведём бухгалтерию через свою фирму. С вас тогда только билеты и деньги на расклейку.
Затем тебе предложат обратиться в полиграфическую фирму, с которой они постоянно работают и у которой есть их шаблоны. Если ты решишь сэкономить и напечатать билеты в другой фирме, окажется, что шаблон не подходит. Придётся перепечатывать, а это всё опять же за твой счёт. И так, ты идёшь в типографию и заказываешь 1000 билетов. Там же тебе предлагают напечатать полноцветные афиши. 500 долларов 1000 штук (а меньше мы и не печатаем). Но ты уже стреляный, закалённый боями солдат. Наученный опытом, ты звонишь в концертное агентство и спрашиваешь, какого формата нужны афиши. Тебе отвечают, что нужно 200 афиш формата А4 (для расклейки в транспорте), 500 афиш формата А3, для несанкционированной расклейки на заборах, и афиши формата А0 – для санкционированной расклейки на щитах. И того: А3=500 долларов, А4=300 долларов, А0=1000 долларов. Всего с тебя 1800 долларов асашай. Плюс нужно заплатить расклейщикам, а это от 200 и до 1000 долларов, как договоришься. И так, организация концерта обойдётся тебе в 2 – 3 тысячи долларов. А сколько ты отобьёшь? Считаем. Зал 1000 мест. Средняя цена билета 300 рублей. И того 300 000 рублей, т.е. примерно 10 000 долларов. Рентабельно. За пару недель до концерта, когда продажа билетов в разгаре и поворачивать назад нельзя, тебе звонят из концертного агентства и спрашивают, какой звук нужен и нужен ли свет. Ты начинаешь выяснять, что для того, что бы петь в зале, нужно голос подзвучивать. Для этого общая выходная мощность порталов не должна быть меньше двух киловатт. А если концерт зимой и в зале сидят люди в свитерах, то не меньше трёх киловатт. Далее они выясняют, под минус или под плюс работаешь. Под минус конечно лучше. Драйва больше, с публикой общаться можно. Но есть нюансы. Проблема первая – мониторные группы, которых в зале скорее всего нет. Если есть, то сомнительного качества (по этому их всегда возят с собой). Ты ни чего в них не услышишь из за грохота порталов. Начнёшь лажать и тебя обвинят в том, что совсем не умеешь петь. Затем нужен хороший пульт. В залах обычно пульт рассчитан на работу под минус. Далее – микрофон. При работе под “плюс”, вылезет ряд проблем. Самая основная – не совпадение эмоций. Так как голос идёт с CD, люди слышат, что это студийная запись. Их нужно от этого чем-то отвлечь, а это не так то просто. Но выход есть - нужно делать шоу. Танцоры, костюмы, видеоинсталяция. Вся эта мишура будет стоить столько же, сколько и хорошая аппаратура для работы под минус. Но если работа под минус требует больше моральных вложений, то под плюс – финансовых.
И того, аренда необходимого обойдётся тебе примерно в 1500 долларов. Получается, что организация концерта стоит не 3000, а уже 4500 долларов. Но не забывай ещё про рекламу. Кидай сверху ещё штуку (по минимуму). Сколько получается? Правильно. 5500$.
И вот наступил долгожданный день концерта. Не смотря на то, что песню крутили не по ночам, а с утра и три раза в неделю, народу набилось всего пол зала. А это не 10 000, а 5 000! А ты за подготовку только отдал 4500! А ещё нужно отдать площадке 20% и 20% налог. Куда прятаться от инвесторов???
Ну что? Ты еще не передумал заниматься музыкой? Ты уж прости друг, но без этого знания начинать лучше и не стоит. Смотри на это с другой стороны – я только что сберёг кучу твоих денег. К тому же эта статья призвана тебя научить, как делать не нужно. Не нужно сразу пытаться запрыгнуть на самую вершину горы. Будь проще. Всего можно добиться, просто на это уйдёт немного больше времени. Если ты готов жертвовать временем как сумасшедший, то этот бизнес может быть и для тебя. Если времени не так много, то готовь денежки. Сколько? Если работаешь с проводником, то от 300 до 500 штук. Если сам решишь всем заниматься, то от 500 000 и дальше (обычно укладываются в 800 000). В общем, ты не отчаивайся. Пусть тебя греет тот факт, что вместо телевизора для пиар можно использовать интернет. Если с вирусным маркетингом ты знаком – хорошо. Если не очень – возьми в команду человека, который разбирается в менеджменте, знает маркетинг, чувствует рынок и имеет за душой хоть какие то связи. Одному в этом бизнесе делать не чего. Играй в команде.
Мне тоже было не легко. В первой версии этой статьи было много имён. Кто, за что, куда, какие такие Семьи и т.д. Это не понравилось многим и мне пришлось потратить время на редактирование. А что поделать. У меня есть миссия и я должен её осуществить. А ты мне очень поможешь, если будешь использовать полученные знания